Декор это определение

Декор

Деко́р (лат. decoroприличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

Примеры декора

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фасад
  • Интерьер

Полезное

Смотреть что такое «Декор» в других словарях:

Декор — (франц. decor, от лат. decoro украшаю), система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Выступая в единстве с их объёмно пространственной композицией, декор как простой (например, одноцветная покраска), так и сложный… … Художественная энциклопедия

ДЕКОР — [фр. decor] архит. совокупность декоративных элементов, украшений. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. декор (фр. decor) архит. система, совокупность декоративных элементов (украшений). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

декор — а, м. décore m. Совокупность украшений какого л. сооружения, его части или отдельного изделия. Лепной декор потолка. БАС 2. Занималась в своей комнате изготовлением самых разнообразных, не знаю, в какой мере находивших себе применение пособий,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Декор — система украшения сооружения или изделия. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации Декор система украшения сооружения или изделия. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

декор — аркатура, доу цай, каннелюра Словарь русских синонимов. декор сущ., кол во синонимов: 3 • аркатура (1) • доу ца … Словарь синонимов

ДЕКОР — (от лат. decoro украшаю) система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия … Большой Энциклопедический словарь

Декор — система украшения сооружения или изделия. Источник: Приказ Госстроя РФ от 10.01.2000 N 3 Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации … Официальная терминология

декор — (декоративність) (лат. пристойність; італ. достоїнство) Засіб композиції, спрямований на виявлення суті і посилення виразності художнього твору. Д. архітектурний, як система прикрас екстер єру та інтер єра споруди, може включати в себе елементи… … Архітектура і монументальне мистецтво

декор — декор. Произносится [дэкор] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

декор. — декор. декоративный … Словарь сокращений и аббревиатур

Декор — – система украшений сооружения – фасада или интерьера. Может быть как простой (напр., одноцветная покраска, однородная фактурная обработка поверхности и т. д.), так и сложной (сочетание орнамента и изображения, скульптуры и росписи,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Декор — что это такое

Деко́р (лат. decor — приличие, пристойность, совместимость) — в традиционном значении под декором понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства.
Декор может быть живописным, скульптурным, архитектурным, различным по материалу и технике выполнения. Различают также «активный» декор, соответствующий конструкции постройки или изделия, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для поверхностного украшения, например орнамент.
В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

В древнем Риме под декором понимали нечто большее, чем просто украшение. В латинской риторике «decor» означает «достойное благообразие», то же, что «honor» — «украшение» в смысле «хвала, слава, почет». Слово «decor» производили от «deceat» — «то, что подобает». Согласно Цицерону, «греки называли это „prepon“, а мы называем „decorum“» [1] . «Decor ornamentorum» означало «уместность украшений», оправданность деталей по отношению к целому. Противоположное значение: «indecentia» — «непристойность». Римляне понимали decorum как «сообразное, надлежащее, подобающее»; индивидуальную, особенную красоту, выражающую органичность приспособления частей к целому, какого-либо предмета или человека к особенностям ситуации, обстановки. Каждый предмет должен иметь свой «декорум» в отличие от всеобщей, абсолютной красоты, которую обозначали греческим словом symmetria. Глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать». «Так, если римскому легионеру требовалось „ornamentum“ — снаряжение, которое могло быть весьма дорогим, украшенным гравировкой и чеканкой, но, прежде всего, должно было охранять его жизнь в бою, то императору во время триумфа полагался „Decorum“. В это понятие включались пурпурная мантия триумфатора, лавровый венок, триумфальные арки и колонны, шествия и все связанное с празднованием триумфа в особо торжественных случаях. Декор нес в себе идеологический смысл. Орнамент имел формальное значение» [2] .

В современном искусствознании, после диссертационного исследования К. А. Макарова декором принято называть особый вид композиции, художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой — пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом, качеством (цветом, фактурой, текстурой) декорируемой поверхности [3] .

Помимо основного формообразующего значения термина «декор» в различных видах искусства целесообразно выделять элементы декора, или декоративные элементы, имеющие стилевое значение, По декоративным элементам как «носителям стиля» нетрудно атрибутировать или предварительно классифицировать то или иное произведение искусства, поскольку другие элементы композиции, например сюжетные фигуры и их атрибуты в живописи или конструктивные элементы в архитектуре, тесно связаны с иными факторами: конструктивными, семантическими, символическими, идеологическими [4] .

Орнамент и декор: в чем разница

Смешение понятий «орнамент» и «декор» не дает возможности понять сущность и функции орнамента. Акулы пера и библиотекари влиятельного сообщества, не имеющие никакого отношения к реальному знанию художественных дисциплин, произвольно назначают те или иные определения тематическим рубрикам. И хотя термины орнамента и декора неразрывно связаны, они не являются ни синонимами, ни взаимозаменяемыми понятиями.

Серебряное изделие эпохи модерна, Саймон Бразерс, Филадельфия, 1904

Попробуем обратиться к первоисточникам, попытаемся выяснить первоначальный смысл понятий.

Исидор Севильский в 7 в н.э. писал, что греки приравнивали слово «космос» (cosmos) к латинскому слову «орнамент» (ornament), потому что красота орнамента, по их мнению, проявлялась в движениях небесных светил. Таким образом, Древняя Академия дает нам представление об изначальном содержимом, вкладываемом в понятие орнамента, и предполагает, что орнамент — визуализированный атрибут физической активности циркулирующего мироздания в целом.

Для сравнения, Витрувий (5 в н.э.) писал, что «к украшательству следует относиться с должным расчетом его уместности». Когда мы что-либо украшаем орнаментацией, мы должны делать это в соответствии с хорошими манерами (decorum).

Исидор также писал: «украшения, что добавляются к зданиям ради орнамента [qua ornament] и приукрашивания [qua decoration], подобно потолочным панелям, заправленным золотом». То есть он разделял понятия украшения и украшательства. Можно предположить, что «добавлено. ради» подразумевает установку панелей над сырой утилитарной поверхностью, чтобы обеспечить промежуточное и упорядоченное армирование ради дальнейшего распространения орнамента в пределах внутреннего пространства.

Древнегреческая привязка космоса к орнаменту сохраняется и в средневековье, хотя и подлежит рассмотрению через призму средневекового квадривиума. Следует учесть, что в 11-12 веках идея космоса определялась в рамках богословского неоплатонианского учения, где гармония чисел есть проявление идеальной формы. Эти формы были представлены как жесткий регламент архитектурного проектирования.

Читайте также  Дизайн спальни с гарнитуром

В противоположность древним грекам и римлянам, Альберти (15 в) в «Десяти книгах о зодчестве» привязывает орнамент к понятию красоты, т.е. является «выражением гармонической пропорции, что есть красота». Концепцию красоты Альберти расценивает как «мотивированную согласованность» всех частей тела, в то время как орнамент может быть назван дополнительной формой вспомогательного света, дополнением к красоте. Однако следует отметить, что Альберти не использовал термин «украшение» вообще.

В середине 18 века, в самый разгар эпохи Просвещения, термин «орнамент» исключается из лексикона разумной мысли, практически не упоминается в Энциклопедии Дидро. Термин упоминается лишь при обсуждении флеронов в типографии, зато термин «украшение» доминирует в дискуссиях об архитектуре.

В 19 веке термин «орнамент» возвращается в академию и с удвоенной силой борется за доминирование во всех дискуссиях. Оуэн-Джонс в «Грамматике орнамента» формулирует современное понимание орнамента, не ограничивая свое исследование пост-классическим европейским наследием. Он исследует все декоративные искусства во всем мире в поисках формальной топологии орнамента как универсальной категории визуального языка. Любопытно, что наиболее распространенными иллюстрациями природы по Джонсу является растительный орнамент, строящийся на основе всевозможных лиственных форм.

Джонс создает теории построения орнамента на основе геометрических фигур. Во вступительном эссе под названием «Орнамент диких племен» он рассказывает о существенной роли геометрии в орнаменте и ссылается на принцип упорядоченного последовательного распределения. Джонс говорит, что «эффект орнамента складывается от повторения нескольких простых элементов».

Джонс также отмечает определенную психологическую составляющую орнамента, связанную с концепцией естественного покоя Блеза Паскаля. Джонс считает орнамент, со всей его таинственностью и неизъяснимой глубиной, отражением суперприроды, микро- и макрокосма в материальном мире, тем самым еще раз утверждая космос и мир в целом в качестве главного содержимого орнамента.

За промежуток между публикацией «Грамматики орнамента» Джонса в 1856 году до «Истории орнамента» Альфреда Хэмлина в 1916 году имел место «взрыв» знаний о субъектах орнамента. Теория Джонса далее разрабатывается Моррисом, Дэем и Алоизом Ригелем, а также рядом анонимных авторов школьных учебников на рубеже веков. Наконец, свод знаний об орнаменте был закреплен в двухтомнике Хэмлина. Все эти авторы пытались решительно бороться с различиями между понятиями орнамента и украшения, добавив в существующую лексику понятие паттерна (модели, шаблона). Паттерн стал применяться как термин, описывающий принцип распределения, повторения ядра орнамента, состоящего из ограниченного набора базисных фигур.

Путаница в понятиях на рубеже веков привела к тому, что Библиотека Конгресса США начала разработку предметных рубрик и классификационных систем, упрощающих доступ к библиотечным знаниям. Что руководило каталогизаторами при построении библиотечных индексов, становится понятным только в контексте философских рассуждений. Мы помним, что Дидро отдавал декору ведущую роль, но позже и авторитетный французский академик Жак-Франсуа Блондель, питавший отвращение к рококо, постарался принизить значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Это гарантировало, что Библиотека Конгресса отдаст приоритет понятию декора как наиболее общему термину.

Определения

Квадривиум (лат. quadrivium — «четырёхпутье») — общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал четыре дисциплины: арифметику как базовую дисциплину, геометрию, астрономию и музыку как науку о гармонии. Квадривиум составлял повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов (академическое определение).

Украшение — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.

Паттерн (англ. pattern — образец, шаблон, система) — закономерная регулярность, встречающаяся в природе и в человеческом дизайне, а также предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Приложения

Значения слов приводятся не с целью изучения латинского языка, но с целью показать их многозначность.

ornamentum (лат.) — 1) снаряжение, вооружение, оружие; 2) сбруя; 3) одежда, наряд; убранство, драгоценности; 4) знаки отличия, награды; 5) звание, титул; 6) орнамент; 7) украшение, честь, слава; 8) прикрасы.

decor (лат., сущ.) — 1) приличие, пристойность, уместность; 2) красота, прелесть, изящество, миловидность.

decor (лат., прил.) — 1) прекрасный, красивый, изящный; 2) выдающийся, отличный.

decorum (лат.) — приличие, пристойность, достоинство.

cosmos (греч; лат. mundus) — 1) космос, вселённая; 2) мир, свет; 3) мир, общество; народ, люди; 4) мир, сфера.

mundus (лат., прил.) — 1) чистый, опрятный; 2) изящный, элегантный, изысканный, тщательно отделанный; 3) тонкого помола; 4) настоящий, подлинный; 5) готовый.

mundus (лат., сущ.) — 1) убор, наряд, туалет; 2) оборудование, орудия; 3) мироздание, вселенная, мир; 4) небесное тело; 5) земля; люди, человечество; 6) подземный мир, преисподняя.

Значение слова «декор»

Что означает слово «декор»

Словарь Ефремовой

Декор

м.
Совокупность украшений какого-л. сооружения, его части или отдельного изделия.

Энциклопедический словарь

Декор

(от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Энциклопедия моды и одежды

Декор

(франц. decor ) — система, совокупность декоративных элементов (украшений) в архитектуре, интерьере. Д. одежды — украшение, художественное ее оформление с помощью изобразительных, в том числе и орнаментальных мотивов: вышивки, напечатанных рисунков и т. д. Д. одежды служат также набивные и вытканые узоры тканей, вывязанные рисунки на трикотаже и отделочные детали — косынки, воротники, банты, жабо и пр.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Архитектурный словарь

Декор

(франц. decor , от лат. decoro — украшаю)

система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Выступая в единстве с их объёмно-пространственной композицией, декор, как простой (например, одноцветная покраска, однородная фактурная обработка поверхности), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись, различные по фактуре и текстуре материалы), становится её элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует её, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов.

совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Декор может быть живописным, скульптурным или архитектурным. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения. Различают активный декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и пассивный декор, не соответствующий членениям формы и привлеченный лишь для украшения здания.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор слова «декор»

Фонетический разбор слова «декор»

Значение слова «декор»

Синонимы «декор»

Разбор по составу слова «декор»

Карточка «декор»

Предложения со словом «декор»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Читайте также  Дизайн спальни в стиле модерн

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Читайте также  Кухни картинки дизайн интерьера в квартире

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Что такое декор? Значение слова

Наверное, многим известно, что такое декор в общих чертах. Но если присмотреться к этому слову пристальнее, то станет понятным, что оно довольно многогранно. Толкование имеет несколько разновидностей, служит для определения различных видов отделки. Подробнее о том, что означает слово «декор», будет рассказано в статье.

Определение и правописание

Это слово имеет французский корень, который означает «украшение» и, в свою очередь, происходит от латинского «совместимость», «пристойность», «приличие». Таким образом, значение слова «декор» имеет несколько оттенков. С одной стороны, декор – это украшение, то есть придание какой-либо конструкции или изделию более интересного, привлекательного внешнего вида. Но с другой – под этим словом понимается не любое «украшательство», а определенная система.

Ее сущность состоит в том, что все элементы в ней выступают как единое целое, составляют пространственную композицию, приобретают объем, выразительность, определенный ритм и своеобразный колорит. Иными словами, исходя из сказанного, ответ на вопрос о том, что такое декор, будет следующим. Декор является художественным средством, позволяющим достичь зрительного объединения отдельных предметов или зданий.

Как пишется слово «декор»? Ударение в нем стоит на втором слоге, поэтому гласная в первом слышится неясно, скорее как «и», но правильным будет писать через букву «е».

Как все начиналось

Все множество и разнообразие приемов декора, о котором будет рассказано ниже, формировалось еще на заре зарождения культуры в человеческом обществе, когда древние люди начали украшать свой нехитрый быт.

Так, при раскопках археологи находят первые образцы мебели, например, столы, сделанные из трубчатых костей мамонта, на которых находились своеобразные узоры и другие изображения в виде насечек и зарубок. В полу делались специальные ямки для очень ценных предметов, таких как маленькие женские скульптурки, украшения из зубов и клыков крупных хищников.

Для жилищ, найденных на территории Швейцарии, характерны крыши, имеющие оригинальную куполообразную форму. Их делали из черепов и лопаток, принадлежавших мамонтам. Во Франции обнаружены пластины из кости, на которых изображены эти животные, вместе с женскими статуэтками они служили украшением первобытного жилья.

В ледниковый период получили распространение настенные рисунки, хотя и простой формы, но раскрашенные яркими минеральными красками. В основном, они изображали различных зверей, обозначая их контуры. В бронзовом веке уже была изобретена формовка и обжиг посуды из глины, которую также стали украшать. Таким образом, уже в «интерьере» древних жилищ были многие элементы декора: узоры на мебели, покрытие стен и даже живопись и скульптура.

Разнообразие декора

Чтобы лучше разобраться в том, что такое декор, целесообразно ознакомиться с его разновидностями. Он может быть как простым, так и сложным, относиться к скульптуре, архитектуре, живописи. Еще декор подразделяется на активный и пассивный, внешний и внутренний.

О простом декоре можно говорить, когда применяется краска одного цвета или используются однородные фактуры для поверхностной обработки. К сложному относится такой, который предполагает сочетание множества различных приемов, например, таких как сочетание изображений и орнаментов, скульптур и росписи, материалов, контрастирующих друг с другом по текстуре и фактуре.

Активная форма декора предусматривает, что он должен соответствовать логике конструкции строения, быть связанным с ее формой и предназначением. Пассивный декор не является соответствующим элементам формы, а лишь призван украшать сооружение. Зачастую в архитектуре применяют именно такую разновидность.

Синонимы и близкие понятия

Синонимы к слову декор, обозначенные в словарях, скорее можно охарактеризовать как его разновидности и близкие к нему понятия. В основном, приводятся следующие из них.

Аркатура – это ряд арок, находящихся на фасадах зданий либо на стенах, располагающихся в их внутренней части. Однако эти арки являются ложными, несут в себе лишь декоративную функцию. Они имеют вид фриза, пояса, который дополняется миниатюрными колоннами на кронштейнах. Такая форма декора характерна для архитектуры Древней Руси и, в частности, для владимиро-суздальских храмов из белого камня.

Доу-цай. Что такое декор, носящий это загадочное название? В переводе с китайского языка этот термин обозначает «борьбу цветов». Такой тип украшения характерен для китайских изделий из фарфора. Он построен на чередовании росписи синего цвета кобальтом, находящейся под слоем глазури и росписи желтой, красной, зеленой эмалевой краской, расположенной над ним. Доу-цай получил широкое распространение во второй половине XV века в Китае.

Каннелюра представляет собой желоб, как правило, имеющий вертикальное направление и находящийся на стволе колонны. В отличие от гладкого, такого типа колонны называют «каннелюрованными». Но желобки могут быть также и горизонтальными, например, как в колонне, имеющей ионический ордер.

Архитектурный декор Китая

Отвечая на вопрос о том, что такое декор, в качестве наглядного примера приведем одну из его разновидностей, характерных для китайской архитектуры. Она отличается своеобразием и оригинальностью решений, чем и представляет огромный интерес.

На сегодняшний день сохранилось немало творений древних архитекторов Поднебесной империи, являющихся мировыми шедеврами, занесенными ЮНЕСКО в список культурного наследия. К ним относятся, в частности, Храм неба, пекинский Запретный город, пещеры под названием «Могао».

Архитектурный декор Китая очень узнаваем, имея ряд особенностей, присущих именно ему. Это сочетание монументальности конструкций и их изящества, множества красок и материалов; изысканность декора — как внешнего, так и внутреннего, и его яркость. Для него характерно преобладание конструкций, состоящих из дерева.

Характерные традиционные элементы

И дворцы императоров, и жилые дома раньше начинали строить со вбивания в землю деревянных столбов, которые соединяли балками по верху. На таком основании позже возводили кровлю, которую покрывали черепицей. Она была глазурованной и имела желтый цвет, традиционный для китайцев.

Проемы, образовавшиеся между столбами, заполняли глиной, бамбуком, камышом (если это были дома бедняков) или кирпичом (во дворцах, храмах, пагодах). Одна из характерных особенностей зданий, построенных в китайском стиле, – это вогнутая форма крыши. Внутренний декор также выделяется рядом особенностей. Стены заменены на деревянные столбы, украшенные богатыми изразцами с изображением растений и животных. Для отделения одного помещения от другого нередко применяются ширмы, покрытые лаком.

Архитектурный декор Китая поражает пестротой и яркостью красок, в нем лишь изредка встречаются традиционные черно-белые или серые здания. На примере этой страны можно увидеть, что своеобразный декор архитектуры порой становится одним из преобладающих культурных элементов, выражающих своеобразие и характерные черты древнейшей цивилизации.