Как определить класс арматуры

Какие классы и марки арматуры бывают, их классификация и маркировка

Без арматуры сегодня не обходится ни один крупный строительный объект, на котором используется бетон. Ведь последний, несмотря на высокую прочность, легко повреждается при работе на изгиб и растяжение. Благодаря металлическим прутам этот недостаток устраняется, и набравший достаточную прочность материал способен выдерживать значительные нагрузки всех типов без вреда для себя. Но для каждого строительного объекта подходящим выбором станут разные материалы и, соответственно, разный класс арматуры. В одном случае стоит отдать предпочтение тонкой арматуре одной марки стали, способной без вреда для себя годами работать в агрессивной окружающей среде. А в другом понадобится толстая арматура из другой марки стали. Расскажем об этом.

Зачем используются классы арматуры?

Сегодня изготавливаются металлические пруты, различающиеся между собой по ряду факторов. Чтобы отобразить характеристики материала, являющиеся важнейшими при выборе для конкретного строительного объекта, была разработана специальная классификация арматуры. Опытному строителю или проектировщику достаточно взглянуть на марку материала, чтобы точно узнать всю необходимую информацию:

  • метод изготовления;
  • класс;
  • диаметр;
  • особые свойства.

Точно также, выполняя работы по проектированию или строительству, профессионал может легко представить все нагрузки, какие должен будет выдерживать материал и точно назвать класса арматуры, которые понадобятся для конкретного объекта. Начнем расшифровку с самого начала.

Как изготавливается арматура?

В первую очередь в маркировке арматуры упоминается метод изготовления. Например, в марке А240 литера “А” обозначает, что материал является горячекатаным или же холоднокатаным.

Ещё одна литера – “Ат”. Она обозначает, что вы имеете дело с термоупрочненной арматурой. Её стоимость выше, так как в производстве она сложнее. Сначала прут разогревается до температуры в 1000 градусов по Цельсию, после чего за считанные секунды охлаждается до +500 градусов. Благодаря этому прут обладает куда большей прочностью. Поэтому он находит применение в разных сферах, начиная от строительства, когда на железобетон приходится большая нагрузка, и заканчивая машиностроением и изготовлением мебели.

Также в некоторых случаях встречается литера “В”. Она указывает, что арматура является холоднодеформированной. Кроме того, существует литера “К” – канаты. Это уже другая специализация, но чтобы иметь возможность легко и быстро расшифровать класс, эту литеру также будет полезно запомнить.

Основные виды арматуры

Следующим упоминается сам класс арматурной стали. Всего существует шесть классов:

  • А240;
  • А300;
  • А400;
  • А600;
  • А800;
  • А1000.

Кроме того, в некоторых случаях встречается иное обозначение – А1, А2 … А6. Но это обозначение считается устаревшим – оно применялось в Совестком Союзе и именно его использовал действующий на тот момент ГОСТ. Сегодня большинство производителей и покупателей использует иную классификацию сортамента арматуры.

А240 – единственная марка, которая выпускается с гладким сечением. Её диаметр может колебаться от 6 до 40 миллиметров. Простота изготовления снижает стоимость материала, но его нельзя использовать в качестве основного рабочего – только в качестве вспомогательного, например, при изготовлении каркаса. Гладкая поверхность ухудшает сцепление с бетоном, в результате ухудшая свойства железобетона. Временно может сопротивляться растяжению до 380 мегапаскалей.

Все остальные классы имеют периодическое сечение, то есть, на поверхности находятся ребра, улучшающие качество сцепления с бетоном. Для большей наглядности сведем все их характеристики воедино – таблица позволит легко подобрать подходящий материал, а также понять значение маркировки:

Класс Диаметр, мм Временное сопротивление растяжению, МПа Предел текучести, не менее, МПа
А-2 10—80 500 300
А-3 6—40 600 400
A-4 10—22 900 600
A-5 10—22 1050 800
Aт-4 10—40 900 600
Aт-5 10—40 1000 800
Aт-6 10—22 1200 1000
Aт-7 10—32 1400 1200

Как видите, диаметр может различаться, что позволяет подобрать подходящий материал для каждого конкретного строительного объекта.

Как определить диаметр?

Важнейшим параметром является именно диаметр. От него зависит, какую нагрузку он сможет выдержать, предел тягучести и ряд других. Поэтому при обозначении марки арматуры обязательно указывается её диаметр. Целиком классификация выглядит следующим образом: А200 D30. Именно последнее число, идущее после буквы D или символа Ø показывает толщину прута.

Некоторые дотошные покупатели, выбирая подходящий материал, сверяют его реальную толщину с указанной в паспорте, используя штангенциркуль. Им нередко приходится удивляться серьёзному несоответствию – различие может составлять несколько миллиметров. Однако, стоит учитывать, что при периодическом сечении (то есть, наличии рёбер на пруте) замерить номинальный диаметр невозможно. В узких местах он будет меньше указанного значения, а на ребрах – больше. Поэтому специалисты используют усредненное значение. Его характеристики и указывают в таблицах.

Особые свойства

Также арматуру различают по назначению. В сравнительно редких случаях металлический прут должен иметь ряд свойств, делающих его подходящим для применения. Этого добиваются разными способами – путем добавления специальных примесей в сплав или же особой обработкой. В любом случае, арматура приобретает уникальные характеристики. На наличие особых свойств указывает литера, стоящая в конце кодировки. Обычно встречаются следующие обозначения:

  • С – свариваемая. Обычно при сборке из арматуры каркаса использование сварки крайне нежелательно – перегрев снижает прочность, а кроме того, снижает устойчивость перед коррозией. Но существует специальный металл, в состав которого входят добавки, повышающим его возможность противостоять негативным последствиям;
  • К – устойчивая перед коррозией. Благодаря специальным добавкам (хром, вольфрам и прочие), арматура способна на протяжении многих лет работать не только в условиях повышенной влажности, но и при контакте с агрессивной средой – щелочной, кислой, обладающей повышенным содержанием кислорода;
  • СК – арматура, обладающая обоими вышеперечисленными свойствами. Имеет высокую стоимость, поэтому используется сравнительно редко, только когда обычная не справляется со сложными условиями эксплуатации.

Конечно, на эту продукцию существует специальный ГОСТ, предъявляющий к ней особые требования.

Какая арматура самая популярная?

Опытные специалисты согласятся, что у арматуры А3(А400) есть ряд качеств, делающих её наиболее популярной.

Начать с того, что арматура класса А3 всегда выпускается с рифленой поверхностью, что позволяет использовать её как главный несущий прут в каркасе.

Разные технологии производства позволяют изготовить любые разновидности материала: горячекатаную, холоднокатаную и термически упроченную. Поэтому подобрать именно тот вариант марки стали, которая нужна для выполнения конкретной работы, максимально легко.

Немаловажно, что диапазон диаметров очень велик – выпускаются металлические пруты толщиной от 6 до 40 миллиметров. Так что, использовать их можно как при армировании небольших изделий (ленточный фундамент для гаража или бани), так и при работе с огромными объемами бетона (мосты, тоннели, многоэтажные монолитные здания).

Кроме того, к важным достоинствам материала можно отнести её устойчивость перед высокой влажностью и значительным нагрузкам. Он отличается долговечностью и прочностью.

Возможность загибать пруты под углом до 90 градусов без нагрева упрощает процесс сборки угловых каркасов. Это крайне важно – угловые соединения часто доставляют строителям серьезные проблемы. Загнутая под нужным углом арматура гарантирует надежность и долговечность каркаса даже при серьезных нагрузках.

В настоящее время, при гражданском и промышленном строительстве монолитных сооружений, все больше предпочтения отдают арматуре класса А500С, благодаря её высокой прочности, свойству сваривания и способности выдерживать любые типы нагрузок.

Теперь вы можете легко ориентироваться в разработанной для арматуры классификации, знаете об основных свойствах этого ценного строительного материала, а значит, без особых проблем подберете именно ту продукцию, которая станет лучшим вариантом для конкретного объекта. Не придется переплачивать при покупке материала или жертвовать надежностью возводимой конструкции.

Класс арматуры: современные и устаревшие маркировки

У покупателей станков для гибки арматуры, существует серьезная проблема: отсутствие четкого представления о том, с каким именно материалом предстоит работать.

В результате общения с покупателями мы сделали весьма неутешительный вывод — большинство людей, в лучшем случае, имеет представление о диаметре арматуры. Они искренне считают, что исключительно этим параметром определяются различия в видах материала. Но это не так! Как и все прочие строительные материалы, арматура классифицируется в соответствии с задачами, которые призвана выполнять.

Арматурная сталь классифицируется по нескольким параметрам:

  • химический состав;
  • технологии изготовления;
  • условия применения;
  • характер профиля и другие.

Международные обозначения классов арматуры

Они были введены относительно недавно, по просьбе металлургических комбинатов. Этот шаг был предпринят с целью выхода их продукции за рубеж.

На сегодняшний день в нашей стране существуют две параллельные классификации обозначения одной и той же арматуры.

Для удобства арматуру обозначают сразу двумя маркировками

Например, это может выглядеть так: «А-I (А240)».

Вышеприведённое обозначение является сочетанием двух систем:

  • устаревшей (еще советской) – А-I, А-II, А-III, А-IV4, А-V, А-VI;
  • современной — А240, А300, А400, А500, А600, А800, А1000.

Так же арматура может обозначаться дополнительными символами:

  • «Ат» — термообработанная (например, Ат400).
  • «С» — свариваемая (например, А500С).
  • «К» — коррозиеустойчивая (например А600К).

Как видите, литера «А» сохраняется всегда. Изменяются числовые обозначения: чем число (предел текучести) больше, тем выше класс арматуры. Соответственно, прочность и надежность сооружения, построенного с применением арматуры, повышается пропорционально увеличению числовых значений (предела текучести).

  • А240 (А-I) — это гладкие холоднокатанные стержни;
  • A400 (А-III) — это рифленые горячекатаные стержни, обеспечивающие лучшее сцепление с бетонами, выдерживающие значительные нагрузки.

На сегодняшний день наибольшей популярностью в отечественном строительстве пользуется арматура класса A400 (А – III).

Подвид арматуры, маркируемый ВР и Вр – I

Это арматурная проволока диаметром 3-5 мм гладкого и периодического профиля.

Таблица современных и устаревших обозначений классов арматур

Современная маркировка Устаревшая маркировка
A240 A-I
A300 A-II
А400 А-III
А600 А-IV
А800 А-V
А1000 А-VI

А500 – это свежий класс, введенный в 1993 г. Он не успел получить устаревшую маркировку, но практически полностью повторяет показатели А400 (А-III).

Как определить класс арматуры

Сделать это несложно – достаточно внимательно изучить надписи на ярлыке. На каждом мотке арматуры должен присутствовать ярлык с информацией о производителе, классе арматуры, номера партии, длины стержней и др.

Мотки или концы связок арматуры окрашиваются краской (на тот случай, если при перевозке ярлык теряется).

Соответствие цвета классу арматуры:

  • белый — Ат 400 С;
  • белый и синий – Ат 500 С;
  • желтый – Ат 600;
  • желтый и белый – Ат 600 С;
  • желтый и красный – Ат 600 К;
  • зеленый – Ат 800;
  • зеленый и красный – Ат 800 К;
  • синий – Ат 1000;
  • синий и красный — Ат 1000 К;
  • черный – Ат 1200.

Красной краской окрашиваются нетермообработанные концы.

Вам не обязательно запоминать классификацию арматуры наизусть. Однако перед тем как купить станок для арматуры, определитесь, с каким видом материала ему предстоит работать. Обязательно сообщите об этом менеджеру, который поможет вам сделать правильный выбор.

Мы рады сообщить, что мы стали официальным представителем компании VanMark (США) в России!
Листогибочные станки VanMark находятся в наличии на складе в г. Санкт-Петербурге.

Определение класса арматуры по профилю.

NOVICHEK
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от NOVICHEK

Не отличить арматуру визуально. Только испытания: разрушающие или неразрушающие.

Кстати, А-II тоже может быть с насечкой типа «елочка».
Можете не верить, но мы с таким неоднократно сталкивались. Образца отбирали и в разрывную машину. ГОСТ тоже таких приколов не запрещает.

PS. Не верь глазам своим.

detrah
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от detrah
NOVICHEK
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от NOVICHEK
Magura
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Magura
NOVICHEK
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от NOVICHEK

ТЭМП-2 вполне адекватно работате с арматурой. Главное, чтобы она (арматура) при испытаниях не была полностью освобождена от бетона (т.е. защитный слой бетона снимаем так, чтобы бОльшая часть сечения стержня осталась в бетоне).

Ну и не забываем шлифовать поверхность арматурины до нужной шероховатости.

detrah
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от detrah
Neutrino
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Neutrino

Обследование зданий и сооружений

А как на объекте определить класс арматуры если до конца добраться не возможно или крайне затруднительно. и еще не всегда вскрываемая с торца плиты арматура окрашена, так как у большинства преднапряженных плит концы срезают при преднапряжении, тут приборчик хитрый нужен или еще что нибудь

SomeBody
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от SomeBody

НЕ ВЗДУМАЙТЕ ПРИОБРЕТАТЬ:
Эти приборы может и неплохо работатют в лабораторных/заводских условиях, но в реальных условиях

Мы кучу методов и приборов перепробовали, в итоге:
ТЭМП — наиболее достоверный из экспресс-методов.
Самый достоверный — мех. испытания образца.
Можно ещё химанализ стружки сделать — и по составу стали выйти на класс, но эффект от упрочнющих процедур вы уже не увидите и учесть не сможете.

detrah
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от detrah
NOVICHEK
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от NOVICHEK

Кстати, А-II тоже может быть с насечкой типа «елочка».
Можете не верить, но мы с таким неоднократно сталкивались. Образца отбирали и в разрывную машину. ГОСТ тоже таких приколов не запрещает.

Как определить класс арматуры

Строительство бетонных сооружений редко обходится без армирующего каркаса. Он представляет собой конструкцию из металлической проволоки (стержней), которая после заливки бетоном будет полностью скрыта внутри. Изготавливается арматура из стали, изготовленной согласно ГОСТ 5058-49, 380-88 (низкоуглеродистые, углеродистые марки). Если речь идет о композитном материале, то основой является полимерное (магматическое) волокно и органическая смола. Класс арматуры зашифрован в маркировке, например, А400 означает прут из низколегированной стали с примесью марганца (35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс).

Особенности и назначение

В зависимости от класса арматура будет использоваться в качестве закладного элемента бетонного основания, для распределения нагрузки, компенсации температурного расширения, для соединения отдельных элементов каркаса в единый массив. Например, берется марка А400С, где углеродный эквивалент стали не более 0,5%, если нужно получить сварное соединение (металл лучше варится по сравнению с той же маркой А400).

Назначение армирующего каркаса:

  • увеличение прочности при воздействии нагрузки на сжатие-растяжение;
  • снижение рисков появления трещин на поверхности, включая сквозные отверстия;
  • повышение устойчивости к нагрузкам в условиях резких перепадов температуры.

Сцепление с бетонной смесью обеспечивается специальным профилем поверхности прутков. Так, выпускается металлопрокат с тремя рисунками: кольцевым, серповидным, смешанным. Первый тип соответствует «советскому» ГОСТ, второй – западным стандартам, третий используется в бетонах повышенной прочности. В зависимости от рельефа стержня меняется устойчивость к поперечным или продольным нагрузкам.

Классификация

Сортамент арматурных стержней большой, без опыта в строительной сфере легко запутаться, какой именно металлопрокат покупать. Разные задачи требуют применения разнотипных элементов для получения задуманного эффекта. Так, продольные пруты чаще берутся толще поперечных, которые играют роль каркаса жесткости, тогда как основные нужны для придания прочности при нагрузках сгибания, растяжения.

Заметно упрощает выбор разделение арматуры на классы. В классификации участвует до десятка критериев, они вкратце отражены в маркировке – это марка стали, относительное удлинение после разрыва, временное сопротивление разрыву, диаметр (по профилю). Такого перечня достаточно для обывателя, специалисты используют большее количество только в расчетах проектов.

Таблица 1. Типовые характеристики арматуры

Класс арматуры

Диаметр профиля, мм

Временное сопротивление разрыву, Мпа

Относительное удлинение после разрыва, %

Марка стали

Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп

Сечение арматурного стержня выбирается исходя из габаритов бетонной конструкции, требований по прочности. Измерение проводится по внешнему диаметру, с учетом профиля. Остальные параметры также влияют на конечные свойства ЖБИ изделия, в первую очередь, на нагрузочную способность. Так, временное сопротивление разрыву указывает предел прочности при растяжении конструкции. Показатель относительного удлинения после разрыва дает понимание по деформации в случае сильного повреждения металлического каркаса. Обычно стальные стержни возвращаются в состояние, близкое первоначальному, когда пропадает усилие растяжения.

Классы и их различия

Маркируется арматура двумя способами – производители сохраняют «советское» обозначение для тех, кто привык ориентироваться на старые справочники, а также указывают новый идентификатор, который упоминается в новых стандартах и используется на международном рынке. Такой подход упрощает чтение строительной документации, исключает разночтение информации. Иногда выбор осуществляется по внешним признакам. Например, гладким бывает в основном «первый класс».

Кодировка арматурного металлопроката начинается с литеры:

  • А – горячекатаная или холоднокатаная сталь;
  • В – холоднодеформированный материал;
  • К – канатная продукция.

В устаревшем стандарте арматура обозначается классами (римскими цифрами от I до VI). В новом же цифрами указывается показатель текучести стали в Мпа. Такой подход позволяет определять ее параметры без чтения специальной литературы. Каждый тип стержня имеет свое предназначение, поэтому характеристики важно учитывать еще на этапе проектирования, до покупки материала.

Выпускаются серии арматуры:

  1. А-I (A240) – монтажный прут с гладким профилем из стали марки Ст3СП, Ст3ПС, Ст3КП с сечением 4-40 мм.
  2. A-II (A300) – аналог предыдущей марки, но с рифленой поверхностью, из металла СТ5СП (ПС) или СТ18Г2С диаметром 10-80 мм, может производиться в виде проволоки, бухтами по 6-12 м.
  3. A-III (A400) – арматура для каркасов фундаментов плиточного, ленточного, свайного типа из стали марки 35ГС, 25Г2С, 32Г2Р сечением 6-40 мм (есть модификация с индексом «В» из металла холодного вытягивания).
  4. A-IV (A600) – материал для сварных конструкций, выпускаемый как в виде стержней по 6, 9, так и бухтами по 12 м, диаметром 10-32 мм из низколегированной холоднокатаной стали 80С, 20ХГ2Ц.
  5. A-V (A800) – продукция для сварных каркасов в стандартных, предварительно напряженных ЖБИ изделиях, из стали 23Х2Г2Т, сечением 6-32 мм.
  6. A-VI (A1000) – арматура повышенной прочности для производства плит под увеличенные пролеты, из металла марки 22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р, 20Х2Г2СР, диаметром 6-32 мм.

После буквенно-цифровой маркировки в прайсах обычно указывается внешний диаметр, чтобы при подборе стройматериала было легко обойтись без осмотра продукции. Также возможно нанесение дополнительных символов, которые обозначают определенное покрытие стержня, например, для увеличения коррозионной стойкости.

Дополнительная маркировка

Так, согласно ГОСТ класс арматуры с индексом «Т» относится к металлопрокату с термообработкой прутка. Буква «К» указывает на противокоррозионный цинковый слой, а «СК» — возможность его сварки при сборке конструкций. Такое обозначение нужно для выбора способа монтажа, например, оцинкованные стержни предназначены для крепления «вязкой».

Цветовая маркировка арматуры из низколегированной стали:

  • А-IV – красный;
  • A-V – красный с зеленым;
  • A-VI – красный с синим.

Если стержни произведены из термоупрочненного металла, обозначение несколько иное:

  • АТ-III – белый с синим;
  • AT-IV – белый с желтым;
  • AT-4K – зеленый;
  • AT-V – синий;
  • AT-V-CK – белый с зеленым;
  • AT-VK – желтый с зеленым;
  • AT-VI – желтый;
  • AT – VIK – желтый с синим.

Если прутья изготовлены с соблюдением требований по маркировке различить их выйдет по виду. Визуально важен и рисунок профиля, он считается ключевым признаком после свойств материала. Правда, без буквенно-цифровой маркировки не обойтись. Например, для сварочных работ берут арматуру с индексом «С», тогда как остальные модификации подходят лишь для связки проволокой или соединения специальными муфтами.

Определение на глаз

Методика визуального определения класса арматуры пригодится тем, кому приходится иметь дело со строительными работами регулярно. Так, гладкий профиль всегда указывает на I-II категорию, стержни более высокого класса всегда выполняются с кольцевым, серповидным или смешанным рисунком. После примерного определения марки арматуры рекомендуется изучить диаметр прутка, вес, длину.

Промышленные изделия класса A-V и A-VI легко отличить по большому сечению, с укрупненным профилем. Они отличаются и увеличенной длины, повышенной массивностью. В остальном лучше ориентироваться на маркировку. Ведь тип покрытия или марку стали на взгляд не определить, как и пригодность для сварки.

Старые и новые классы арматуры, маркировка по ГОСТ

Арматура может отличаться по множеству параметров — наличию армирующих ребер, диаметру, химическому составу и другим. Для упорядочивания была создана классификация арматуры по классам, которая позволяет сгруппировать похожие детали в несколько категорий. Какая существует классификация арматуры согласно ГОСТ? Чем отличаются детали различных классов? Действительно ли существует старый и новый класс арматуры? В нашей статье мы узнаем ответы на эти вопросы.

Краткие сведения

Согласно ГОСТ арматурные детали разбиваются на ряд независимых классов, которые обладают рядом отличительных физических особенностей. Классы арматуры отличаются друг от друга по диаметру, металлическому составу, уровню удлинения после разрыва, уровню сопротивления удлинению и так далее. Маркировка классов осуществляется с помощью буквенно-числового кода, который начинается с буквы A (мы рассмотрим этот вопрос ниже).

Классификация арматуры по классам

Класс арматуры Диаметр сечения (в миллиметрах) Уровень сопротивления разрыву (в мегапаскалях) Коэффициент удлинения после разрыва Основные марки стали Особенности эксплуатации
A240 6-40 370 0,25 СТ3КП, СТ3СП Для создания и армирования легких конструкций стандартной или навесной категории
A300 10-80 490 0,19 СТ5КП, 18Г2С Неплохо выдерживает легкую и среднюю нагрузку.
A400 6-40 590 0,14 35ГС, 25Г2С Отлично выдерживает среднюю и высокую нагрузку, поэтому широко применяется в промышленном, индустриальном строительстве.
A600 6-40 880 0,06 80С Обладает высокой прочностью; применяется для возведения крупных навесных конструкций, многоэтажных домов.
A800 6-40 1030 0,07 23ХГ2Ц Обладает сверхвысокой прочностью; используется для возведения высоких многоэтажных домов, военных ангаров, построек для обслуживания техники и самолетов.

Классификация по назначению

Также существует классификация арматуры по назначению, хотя на практике она применяется редко. В зависимости от назначения различают следующие виды арматурных запчастей:

  • Рабочая категория. Детали этого типа используются для армирования поверхностей и создания небольших бетонных/железобетонных конструкций. Диаметр сечения определяется на основании расчетов или с помощью прямых замеров.
  • Конструктивная категория. Сюда попадают детали, которые используются для создания средних или больших бетонных/железобетонных конструкций. Диаметр сечения определяется на основании расчетов или методом прямых замеров, но также учитываются технологические особенности применения (уровень натяжения, температура окружающей среды).
  • Монтажная категория. В эту группу попадают арматурные запчасти, которые объединяются в массивные сетки или каркасы. Основная задача деталей этого типа — армирование и укрепление поверхностей, а также создание основы для заливки запчасти бетонной смесью. Диаметр сечения определения эмпирическим способом с учетом особенностей эксплуатации.
  • Анкерная категория. В эту группу включаются запчасти, которые формируют основу для бетонных/железобетонных конструкций. Арматурные детали объединяются в сетки или каркасы с помощью сварки непосредственно перед заливкой. Диаметр определяют эмпирическим путем с учетом удельного расширения при бетонировании.

Маркировка по ГОСТ

Классы арматуры согласно ГОСТ имеют уникальное обозначение, которое позволяет отличить одни детали от других. Маркировка представляет собой буквенно-числовой код, который начинается с буквы «A» (это обозначение указывает, что деталь является именно строительной арматурой). После буквы A указывается трехзначное число, которое обозначает класс арматуры. Рядом с буквой A или после числа могут указываться дополнительные буквы, указывающие на особые свойства материала. Перечислим эти дополнительные обозначения:

  • C — наличие этой буквы указывает на то, что для соединения запчастей друг с другом можно применять сварку. Буква C обычно указывается после числа, а не сразу же после буквы A.
  • K — наличие буквы-маркера указывает на то, что детали не ржавеют и являются химически инертными (не контактируют с водой, воздухом и жидкими веществами). Буква K указывается также после числового обозначения.
  • T — деталь подверглась термомеханическому упрочнению. T-запчасти хорошо выдерживают нагрев до высоких температур и могут выдерживать большую механическую нагрузку. Буква T указывается после буквы A, но перед числовым кодом.
  • B — запчасть подверглась вытяжке. B-детали являются лучше переносят растяжение, а в случае разрыва уровень удлинения будет ниже стандартного уровня. Буква B указывается после числа в конце маркировочного кода.

Также обратите внимание, что существуют классы арматуры старые и новые. Старая классификация была придумана еще в советское время, однако сегодня она вышла из употребления (ее заменила новая классификация). Согласно старой классификации каждому арматурному прутку должен быть присвоен код, который также начинается с буквы «A». Однако на второй позиции указывалось не арабское, а римское число через дефис. Скажем, новая маркировка A240 соответствует старому обозначению A-I, A300 соответствует A-II и так далее.

В старом формате рядом с буквой A также могли ставиться дополнительные обозначения, если арматура имела какие-либо особенности. Скажем, марка AC-II соответствует современному обозначению A300C, а буква C указывает на то, что детали можно соединять друг с другом с помощью сварки.

Соответствие старой и новой маркировки

Соответствие старых и новых форматов Вы можете найти в таблице ниже:

Старый класс Новый класс
A-I A240
A-II A300
A-III A400
A-IV A600
A-V A800
A-VI A1000

Основные категории

В России популярны следующие классы арматуры — A240, A400, A500C, AT800. Ниже мы их детально рассмотрим.

A240 (A-I)

Арматура этого типа делается из углеродистых сталей, которые дополнительно содержат небольшое количество марганца, никеля, хрома, меди. Марка A240 — гладкая арматура. Если диаметр сечения составляет менее 12 миллиметров, то A240 может быть в виде крупных мотков, скрепленных проволокой. Запчасти диаметром более 12 миллиметров делается в виде отдельных прутков небольшой длины (до 5 метров). Марка используется для возведения небольших легких конструкций. Также ею можно армировать небольшие объекты — компактные колонны, бордюры, перегородки, стены.

A400 (A-III)

Прутки класса A400 обладают круглым сечением с рифленой поверхностью. Рифление на запчасти появляется за счет небольших выступов, которые расположены под наклоном 40-45 градусов относительно центральной оси арматуры. Делают A400 из углеродистой стали, в состав которой входит большое количество присадочных компонентов. Главным присадочных компонентом является марганец, который делает сплав более прочным, надежным. Помимо марганца в состав сплава входят и другие компоненты — хром, никель, медь. Наличие ребер жесткости обеспечивает более качественное сцепление A400 с бетонным составом.

Поэтому из марки A400 часто делают прочные композитные запчасти на основе железобетона — стены, полы, потолки, наклонные поверхности, вертикальные столбы, балки, мосты. Еще одна сфера применения — армирования дорожного покрытия. Для соединения деталей A400 друг с другом можно применять сварку, однако сварение рекомендуется делать встык ванным методом либо с помощью автоматов для точечной сварки. Альтернативные сварочные технологии являются менее надежными, а получившаяся конструкция будет обладать низкой устойчивостью при изгибе. Это негативно влияет на срок годности железобетонного изделия.

A500C

Марка A500C появилась на российском рынке сравнительно недавно — в 90-е годы. Арматура этого типа проходит ряд вспомогательных технологических обработок (горячая обкатка, термическое упрочнение). Эти обработки заметно повышают физические свойства материала — упругость, прочность, растяжение. Также марка A500C плохо контактирует с водой и воздухом, поскольку является химически инертной. Интересно, что марка A500C выплавляется из обыкновенной стали, содержащей среднее количество углерода и минимальное количество легирующих добавок.

Это делает материал более дешевым в производстве, что будет весьма кстати для строителя. Марка A500C хорошо переносит сварку, а соединить можно практически любым сварным способом — внахлест, встык, методом перекрестного наложения и так далее. Марка может применяться для возведения как крупных, так и мелких построек на основе бетона. Это могут элементы дома или весь дом целиком, мосты, навесные конструкции, ангары средних размеров, опорные столбы, линии электропередач. Единственный крупный недостаток A500C — ухудшение физических свойств при низких температурах (ниже -30 градусов). Поэтому детали этого типа не рекомендуется использовать на территории Крайнего Севера.

AT800

Марка AT800 относится к классу сверхпрочных арматур, которые прошли горячую прокатку и термомеханическое упрочнение. Поверхность материала обычно является рифленой, хотя встречаются и гладкие разновидности марки AT800. Марка применяется для возведения крупных массивных конструкций на основе железобетона. Это могут быть многоэтажные дома, мосты, ангары и так далее. Термомеханическое упрочнение выполняет следующие функции:

  • Повышение пластичности при сохранении прочности материала (пластичность повышается на 20-30%).
  • Повышение усталостной прочности, что позволяет запчастям сохранить форму даже при длительной эксплуатации.
  • Улучшение антикоррозийных свойств, минимизация риска растрескивания материала при контакте с химическими веществами.

Несколько слов о запорной арматуре

Помимо строительной существует также запорная арматура. Важно понимать, что между этими запчастями нет ничего общего:

  • Строительная арматура представляет собой длинные металлические прутки, которые используются для армирования металлических, бетонных и железнобетонных конструкций.
  • Запорная арматура — это запчасти особой категории, которые используются для регулирования потока жидкости в трубопроводных системах.

Основные примеры запорных деталей — краны, клапаны, вентили, задвижки, заслонки, поворотные затворы. Запорные запчасти также делают из металлов, хотя разброс сплавов здесь несколько больше. Детали могут быть не только из стали или чугуна, но и из алюминия, меди, титана, композитных сплавов. Сегодня в продаже появились запорные детали на основе сверхпрочного пластика. Технические особенности запчастей этого типа — высокая прочность, устойчивость к воздействию механической деформации, химическая инертность, антикоррозийные свойства.

По ГОСТ все запчасти должны иметь упаковку, на которую в обязательном порядке должна быть нанесена маркировка. Обязательные сведения — название, товарный знак, диаметр сечения в миллиметрах, марка материала корпуса. Классификация запорной арматуры:

  • Непосредственно запорные детали. Применяются для включения или отключения водяного потока, а также регулируют уровень подачи жидкости. Примеры — краны, вентили, задвижки, затворы.
  • Регулирующие запчасти. Используются для регуляции уровня подачи жидкости в крупных водосборных системах и резервуарах. Примеры — дроссельные вентили, клапаны, редукторы уровня перелива.
  • Предохранительные детали. Защищают водосборники от избыточного давления + предотвращают незапланированное истекание жидкости во внешнюю среду. Примеры — клапаны различных категорий (импульсные, электрические, аварийные, обратные).
  • Защитные запчасти. Применяются для отключения нагревательных элементов и/или источников высокого давления. Примеры — клапаны различных типов (впускные, обратные, автоматические, аварийные).
  • Контрольные детали. Контролируют уровень жидкости в системе, а также удаляют лишний конденсат. Примеры — водоуказательные приборы, счетчики, горшки-конденсаторы, клапаны отвода жидкости.

Заключение

Подведем итоги. Для удобства строительную арматуру разбивают на несколько классов. Каждый класс обладает своими физико-химическими свойствами — характер поверхности, диаметр сечения, состав, прочность, устойчивость к коррозии, растяжение при сломе. Основные категории — A240, A400, A500C, AT800. Если материал подвергался дополнительной обработке, то он может маркироваться дополнительными буквами — K, T, B и другие.

Существует устаревшая маркировка, у которой арабские цифры в маркировочном коде заменяются на римские. Существует также классификация арматуры по назначению. В соответствии с ней запчасти делятся на классы по особенностям применения (а не по физическим свойствам). В соответствии с этой классификацией различают рабочие детали, конструктивные, монтажные и анкерные.

Используемая литература и источники:

  • Бондаренко В. М., Суворкин Д. Ш. Железобетонные и каменные конструкции, М.: Высшая школа, 1987.
  • Алексеев, В. С. Универсальный справочник строителя / В.С. Алексеев. — М.: Рипол Классик, 2006.
  • Соколов, Б. С. Прочность и трещиностойкость стеновых панелей зданий / Б.С. Соколов. — М.: АСВ, 2010.
  • ГОСТ по арматуре