Как определить класс подшипника

Класс точности подшипников ГОСТ, ISO, ABEC.

категория момент трения зазор точность основное условное обозначение подшипника
7 XXXXXX — Серия ширин
X 65 XXXX — Конструктивная разновидность
XXX 4 XXX — Тип подшипника
XXXX 3 XX — Серия диаметров
XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника
конструкция
материал
температура
смазка
вибрация

Класс точности подшипника по ГОСТ

Сводный ряд классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002

8 7 0 — нормальный 6 5 4 Т 2

(в порядке увеличения класса)

Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2 — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква « У », стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.

Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. К примеру, класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратор и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.

Предельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках соответствует классу точности 0.

Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 — в 2 раза.

Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 — в 1,2 раза.

С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.

В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов точности по ГОСТ 0, 6 и 5.

Класс точности подшипника играет принципиальную роль в подшипниковых узлах, где важна высокая точность работы, высокие скорости вращения и малый момент трения и вращения. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях. Это — высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью .

Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.

Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений

Структура номера подшипника, подлежащего расшифровке, состоит из трех частей — основного условного обозначения, дополнительных знаков слева и дополнительных знаков справа. Рассмотрим на примере и далее подробнее рассмотрим каждую группу.

Пример расшифровки — подшипник 6-180306УС17Ш

Это один из самых распространенных типов, основное условное обозначение его будет 180306, знаки слева (6) — класс точности , знаки справа (УС17Ш) обозначают — специальные требования по шероховатости поверхностей (У), заложенная в изделие смазка (литол-24 кодирует индекс С17), малошумные (Ш).

В некоторых случаях те или иные обозначения опускаются (например, в подшипнике нулевого класса точности без каких-либо особенностей, которые должны кодироваться слева от номера, ноль не пишется).

Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)

Тип подшипника кодирует четвертая от конца цифра, серию ширин — третья, внутренний диаметр — две последние.

Напоминаем, для того, чтобы определить внутренний диаметр нужно в общем случае (при диаметре от 20 до 500 мм) умножить две последние цифры на 5 — это и будет искомый показатель в миллиметрах. Для подшипников от 10 до 20 миллиметров действует следующая система:

С миниатюрными ( 500 мм) подшипниками массовый потребитель практически не имеет дела, поэтому дабы не загромождать данный материал, то, как расшифровать их размер, мы опустим.

Если внутренний диаметр представляет собой не целое число, а дробное (характерно, к примеру, для роликовых конических подшипников), его округляют до целого.

Далее остановимся на том, как расшифровать по номеру ширину подшипника и отношение наружного и внутренних диаметров хотя бы ориентировочно (это очень сильно влияет на массу подшипника).

Расшифровка серии ширин и диаметров

Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера

Дополнительные условные обозначения, проставляемые слева и справа от номера подшипника (основного условного обозначения, указывающего на тип и размеры изделия) представлены в этом материале .

Условные обозначения слева от основного номера подшипника.

1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. Пример: 50-102805К2

Классы точности для шариковых и роликовых подшипников.
Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой 0 класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника. Пример: 2-3182119 (2 класс точности, наивысший); 66-692504 (первая цифра 6 – группа радиального зазора, вторая цифра 6 – класс точности).

Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. Пример – подшипник А-116Л .

Категория подшипников с одним из дополнитель-ных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. Подшипник 3А-176218 – подшипник с доп. требованиями по волнистости и углу контакта.

Категория подшипников с классом точности ниже 5.

То же, что и 2А, 3А и т.д.. но для класса В.

Повышенные требования к моменту трения

Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. Пример: подшипник Н0-42330 (0 – класс точности)

Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. Пример: 6У-7307А (6 – класс точности подшипника, У-знак повышенных требований к точности)

3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). Пример: 3КК 72*82*45 Е

НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР

Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. Пример: 5НР17124 (где 17 – диаметр валика, мм, 124 – длина валика, мм). Цифры обозначают конструктивные особенности валика.

Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. Примеры: 4РИК4075, РИК 3570, РИК 2557 .

Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников .

Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). Примеры: подшипник 7610А

Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и
штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец. Примеры: подшипник 180205АКС23 (С23 – тип внесения смазки)

АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2

Читайте также  Как паять трубы из полипропилена для водопровода

Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК).

Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.

Обозначение материала сепаратора

Б – Безоловянистая бронза (подшипник 66412Б1,

Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна (подшипник 42336 ГМ ),

Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль) (подшипник 86-176226ДТ1),

Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит

КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения (подшипники 42315КМ ), может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)

Л – Латунный сепаратор

Конструктивные изменения деталей подшипника.

Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников.

Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.

Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников (например, подшипник 2217М ).

Детали подшипника сделаны из высокоустойчивой к тепловому воздействию стали.

Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201
обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17 . Например, подшипник 180306 У1С17

Требования к температуре отпуска колец подшипника.
Например, подшипник 1000832 ЛТ1

Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. Например, подшипник 76-360710 УС23

Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. Например, 42305АЕ1УШ1

Детали подшипника из нержавеющей стали. Например, подшипник 1000816ЮТ1.

Детали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками.

Детали подшипника производятся из вакуумированной стали.

При подготовке материала по расшифровке подшипников отечественных использовались таблицы из монографии к.т.н. М. Б. Каца, одного из ведущих специалистов отрасли. Для полного и подробного ознакомления с вопросом правильной расшифровки подшипников качения и скольжения российского производства вы можете скачать ее по этой ссылке .

Классы точности по нормативам 520-2011

Рассмотрение данного вопроса следует начать с констатации следующего факта – класс точности, с которым изготовлен подшипник никак не связан с величиной имеющегося радиального зазора. Это независимые конструктивные показатели изделия.

Что такое класс точности

В соответствии с положениями главы 6 норматива 520-2011, установлены (от менее к более точным) следующие классы.

  1. Для аксиальных шариковых и роликовых, и аксиальных, радиально-упорного типа – от «нормального, до второго, включая шестой, пятый, четвёртый и «Т».
  2. Для конических роликоподшипников – от нулевого до второго, включая 6Х, шестой, пятый, четвёртый.
  3. Для упорно-радиальных, упорных – от нормального до второго, включая шестой, пятый и четвёртый.

Соответствие российских классов точности, введённых нормативом 520-2011, международным и национальным стандартам третьих стран, приведено в приложении «Б» к данному нормативу и сведено в таблицы:

  • Б.1 – для подшипников группы 1 (смотри выше);
  • Б.2 – группы 2;
  • Б.3 – группы 3.

Обращаем внимание на то, что в данной редакции отсутствуют 8 и 7 классы точности. Ещё одним изменением является перемена мест классов точности Т и 2. Теперь наивысшим является второй класс.

В обозначении подшипника информация о его классе точности относится к дополнительной, и проставляется в левом блоке (ДУОЛ) в первом разряде справа, непосредственно перед тире (согласно российской системе маркировки, предусмотренной нормативом 3189-89).

Кроме классов точности, рассмотренных выше, нормативом 3189-89 для конических роликоподшипников, относящихся к категории «С»» устанавливается повышенная и нормальная точность для такого показателя. Как монтажная высота.

Что такое радиальный зазор

Действующим нормативом 24810-2013 определены три разновидности зазоров рассматриваемого типа:

  • Радиальный внутренний – представляет среднеарифметическое расстояние, замеряемое в аксиальном направлении между крайними эксцентрическими положениями.

Оно обозначает максимальную величину смещения обойм относительно друг друга без приложения внешних нагрузок и при разных направлениях смещения (под любыми углами).

  • Теоретический – это разность, вычисляемая между диаметрами, обустроенных на внешней и внутренней обойме, дорожек качения однорядного аксиального шарикоподшипника, из которой вычитается удвоенный средний диаметр тела качения.

Для образцового подшипника зазоры первого и второго типа равны.

  • Осевой внутренний — представляет среднеарифметическое расстояние, замеряемое в осевом направлении между крайними осевыми положениями обойм относительно друг друга, на которое они могут переместиться без приложения внешних нагрузок.

Для всех существующих групп аксиальных подшипников предусмотрены отдельные ряды зазоров. В них каждая группа имеет диапазон допустимых величин зазора, ограниченный максимальным и минимальным значением. Эти значения сведены в таблицу 1 норматива 24810.

Пример. Для однорядного шарикоподшипника аксиального типа, имеющего коническое посадочное отверстие группа внутренних зазоров задаётся диапазоном от 2 до 4, включая нормальную и 3 группы.

В маркировке подшипника, выполненной согласно нормативу 3189-89, код радиального зазора проставляется в группе ДУОЛ на второй справа позиции.

Кроме основного норматива 24810-2013 вопросы, касающиеся регламентирования радиальных зазоров, регламентируются нормативом 37.006.309-80 (РТМ) и 006-00 (ОСТ ВНИПП).

Зазор обозначается одной цифрой (вариант, буквой «Н»). Буква проставляется, если к величине аксиального зазора предъявляются нестандартные требования, её наличие указывает на то, что изделие имеет ненормализованный зазор.

Миф о люфте и точности подшипников

Почему радиальный люфт и зазор подшипника это не одно и то же?

Во время Второй Мировой войны на военном заводе в Шотландии малоизвестный человек по имени Стэнли Паркер разработал концепцию, которую мы знаем сегодня как метод минимизации производственных затрат. Он заметил, что, несмотря на то, что некоторые детали, производимые для торпед, были забракованы после проверки, они все еще отправлялись в производство.

При ближайшем рассмотрении он обнаружил, что виной всему измерение допусков. Традиционные допуски по координатам X-Y создавали квадратную зону допуска, которая исключала деталь, даже если она занимала точку в изогнутом круговом пространстве между углами квадрата. Затем он опубликовал свои выводы о том, как определить истинное положение, в книге под названием «Чертежи и размеры».

Внутренний зазор

В наши дни концепция Паркера помогает разрабатывать подшипники, в которых есть некоторый люфт, иначе известный как внутренний зазор или, более конкретно, радиальный и осевой люфт. Радиальный люфт – это зазор, перпендикулярный оси подшипника, а осевой люфт — это зазор, параллельный оси подшипника.
Этот люфт изначально присутствует в подшипнике, чтобы позволить ему выдерживать нагрузки в различных условиях, принимая во внимание такой фактор, как температурное расширение.

В частности, зазор может влиять на шум, вибрацию, тепловое напряжение, прогиб, распределение нагрузки и долговечность. Более высокий радиальный люфт желателен в ситуациях, когда есть вероятность того, что внутреннее кольцо или вал станут более горячими и расширятся во время использования по сравнению с наружным кольцом или корпусом. В этой ситуации люфт в подшипнике уменьшится. И наоборот, люфт увеличится, если наружное кольцо расширится больше, чем внутреннее.
Более высокий осевой люфт желателен в тех случаях, где существует несоосность между валом и корпусом, поскольку она может привести к быстрому выходу из строя подшипника с небольшим внутренним зазором. Больший зазор также может позволить подшипнику справляться с несколько более высокими нагрузками, поскольку он подразумевает более высокий угол контакта.

Читайте также  Как проверить динистор db3 схема

Важно, чтобы инженеры нашли правильный баланс внутреннего зазора в подшипнике. Подшипник с недостаточным люфтом будет генерировать избыточное тепло и трение, что приведет к скольжению тел качения по дорожке качения и ускорит износ. Точно так же слишком большой зазор увеличит шум и вибрацию и снизит точность вращения.
Зазор можно контролировать с помощью различных посадок. Такой контроль представляет собой степень натяга или зазора между валом и внутренним кольцом и между наружным кольцом и корпусом.

Плотная посадка между внутренним кольцом и валом важна для удержания его на месте и предотвращения нежелательного проскальзывания, которое может генерировать тепло и вибрацию.

Однако посадка с натягом уменьшит зазор в подшипнике по мере расширения внутреннего кольца. Аналогично плотная посадка между корпусом и наружным кольцом в подшипнике с низким радиальным люфтом приведет к сжатию наружного кольца и еще большему уменьшению зазора. Это будет причиной возникновения отрицательного внутреннего зазора — фактически делая вал больше отверстия — что приведет к чрезмерному трению и раннему выходу из строя.

Цель состоит в том, чтобы у подшипника был нулевой рабочий люфт, когда он работает в нормальных условиях. Однако начальный радиальный люфт может вызвать проблемы с заносом или скольжением шариков, снижая жесткость и точность вращения. Этот начальный люфт может отсутствовать из-за предварительной нагрузки. Предварительная нагрузка создается с помощью шайб или пружин, которые прижимаются к внутреннему или наружному кольцу подшипника после его монтажа.

Инженеры также должны учитывать тот факт, что легче уменьшить зазор в подшипнике тонкого сечения, потому что кольца тоньше и легче деформируются. Округлость вала и корпуса также более важна для подшипников тонкого типа, поскольку некруглый вал деформирует тонкие кольца и увеличивает шум, вибрацию и крутящий момент.

Допуски

Непонимание роли радиального и осевого люфта привело многих к путанице в отношениях между люфтом и точностью, особенно точностью, которая является результатом лучших производственных допусков.

Некоторые думают, что высокоточный подшипник почти не должен иметь люфта и должен вращаться очень точно. Для них большой радиальный люфт создает впечатление низкого качества, даже если это высокоточный подшипник, специально разработанный с люфтом.

Тем не менее, это правда, что допуск улучшает точность. Вскоре после появления массового производства инженеры поняли, что нецелесообразно и неэкономично, если вообще возможно, производить два совершенно одинаковых продукта. Всегда будут незначительные различия между одной единицей и последующей.
Классы допуска для шарикоподшипников, известные как ISO (метрические) или ABEC (дюймовые), регулируют допустимое отклонение и охватывают измерения, включая размер внутреннего и наружного колец, а также округлость колец и дорожек качения. Чем выше класс и чем жестче допуск, тем более точным будет подшипник после его сборки.

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ

Подшипник — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции. Подшипники – самая незаметная незаменимая часть практически любого механизма. Без них был бы невозможен стремительный рывок в техническом развитии, совершенный человечеством в XX веке.

Вот основные поставщики подшипников для мировой промышленности:

  • 1 SKF – мировой лидер по производству подшипников;
  • 2 NKE — предприятие основано в 1996 в городе Штайер в Австрии, NKE разрабатывает и производит подшипники высокого качества для широкого спектра промышленных применений ;
  • 3 FAG – один из крупнейших в Германии производителей подшипников;
  • 4 NSK – занимает 2-ое место в мире после SKF;
  • 5 NTN – 2-й по величине в Японии производитель подшипников;
  • 6 Koyo – один из ведущих японских производителей, входит в концерн Toyota, занимает 3-е место в Японии;
  • 7 Fersa — испанский производитель, снабжает основных производителей коммерческих автомобилей — мировых лидеров в отрасли подшипниками для осей, коробок передач и колес;
  • 8 INA – специализируется только на игольчатых и роликовых подшипниках;
  • 9 Timken – американская фирма, занимающаяся лидирующие позиции в мире по дюймовым коническим подшипникам;
  • 10 SNR – французский производитель подшипников.

Одним из основных параметров подшипников является класс точности. Классы точности определяют биение подшипника и их работу на высоких скоростях. По стандарту ISO они различаются:

  • Стандартный класс
  • P6 (лучше, чем стандартный)
  • P5 (лучше, чем P6)
  • P4 (лучше, чем P5)
  • P2 (Лучше, чем P4)

Согласно американской классификации ABEC предусмотрены 7 классов точности, из них массово используются только 4 (1,3,5,7). Существует и 9-й класс точности, но подшипники по нему обычно отбирают по спецзаказам – т.е. для массового производства они не поступают. Существуют также 11 класс и маркировка 00 – специальный заказ особой точности.

Существует следующая ISO – классификация зазоров в подшипниках:

  • C1 – зазор подшипника меньше, чем С2;
  • C2 – зазор подшипника меньше, нормального;
  • CN – нормальный зазор;
  • C3 – зазор подшипника больше нормального;
  • C4 – зазор в подшипнике больше, чем С3.

Базовые обозначения подшипников.

Все стандартные типы подшипников имеют стандартное обозначение, состоящее из 3,4 или 5 цифр или из комбинации букв и цифр.Первый символ в обозначении указывает на тип подшипника. Следующие два символа обозначают серию размеров (согласно ISO или DIN): первая цифра – это серия ширин или высот, вторая – серия диаметров. Последние две цифры в базовом обозначении представляют собой код диаметра отверстия; умноженный на 5 код диаметра дает диаметр отверстия подшипника в мм.

ANSI – American National Standards Institute (Американский Национальный институт стандартов);

ABMA – American Bearing Manufactures Association (Американская ассоциация производителей подшипников);

ISO – International Standardisation Organisation (Международная организация по стандартизации);

DIN – Deutsches Institut fur Normung (Немецкий институт стандартов);

JIS – Japanese Industrial Standard (Японский институт стандартов).

Обозначение серий подшипников.

Обозначение серии подшипников часто содержит дополнительные знаки A, B, C, O, E или комбинации из этих букв, например CA. Эти буквы обозначают изменения во внутренней конструкции подшипников.

Комбинации одного или нескольких обозначений, отделяемые от других обозначений косым штрихом, как правило, записывают так, что косой штрих ставят только перед первым знаком комбинированного обозначения. Такие комбинированные обозначения, в свою очередь, отделяют одно от другого косыми штрихами, если:

  • а) первое дополнительное обозначение кончается, а второе – начинается цифрой, например, 6310/C4/630251;
  • б) знак, обозначающий категорию зазора, и знак, характеризующий наполнение подшипника пластичной смазкой, записанные подряд, не создают однозначного представления о рассматриваемых признаках, например, 620Z-2Z/C2L/HT51 (=C2L+HT51), или 6205-2Z/C2LHT51 (=C2+LHT51).

Обозначения отечественных подшипников.

На территории России и стран бывшего СССР широко распространено обозначение подшипников по стандартам ГОСТ. Например :

Обозначение подшипников по стандартам ГОСТ состоит из:

  • 1 Префиксов и суффиксов
  • 2 Серий и типов подшипников
  • 3 Обозначения внутреннего диаметра подшипников.

Условные обозначения подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца – электрохимическим травлением.Основное условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника:

  • С кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15
  • Класса точности 0 по ГОСТ 520
  • С сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
Читайте также  Как измерить амперы мультиметром в зарядном устройстве

Дополнительные знаки условного обозначения.

Дополнительные знаки условного обозначения располагаются справа и слева от основного условного обозначения. Дополнительные знаки справа записываются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.

Дополнительные знаки обозначают следующее:

  • Категория – буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий A, B, C или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
  • Момент трения – цифра 1,2,3… обозначает норму момента трения.
  • Радиальный зазор – цифра 1,2,3… обозначает группу радиальных зазоров по ГОСТ 24810
  • Класс точности – обозначение О, Х, 6, 5, 4, 2 характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы расположения поверхностей подшипников.
  • Конструкция подшипника – буква Н обозначает: радиальный роликовый двухрядный сферический подшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для смазки по ГОСТ 5721, ГОСТ 24696 и ГОСТ 24850; радиальный роликовый подшипник с короткими цилиндрическими роликами и габаритами по ГОСТ 5577; упорный шариковый одинарный или двойной подшипник с размерами диаметра свободного кольца по ГОСТ 7872.
  • Подшипник повышенной грузоподъемности – буква А

  • Материал деталей – обозначения:
  • Ю, Ю1… — все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали
  • Х, Х1… — кольца и тела качения или только кольца из цементируемой стали
  • Р, Р1… — детали подшипника из теплостойких сталей
  • Г, Г1… — сепаратор из черных металлов
  • Б, Б1… — сепаратор из безоловянистой бронзы
  • Д, Д1… — сепаратор из алюминиевого сплава
  • Е, Е1… — сепаратор из пластических металлов
  • Л,Л1… — сепаратор из латуни
  • Я, Я1… — детали подшипника из редко применяемых материалов
  • Н, Н1… — кольца и тела качения или только кольца из модифицированной жаропрочной стали
  • 3, 31… — детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками
  • Конструктивные изменения – обозначение К, К1…
  • Роликовые подшипники с модифицированным контактом – обозначение М, М1…
  • Специальные технические требования – обозначение У, У1…
  • Требование к температуре отпуска – Т, Т1…Т4
  • Смазочные материалы – обозначения – С1, С2…С30
  • Требования по уровню вибрации – Ш, Ш1…Ш5