Как правильно пользоваться паяльной лампой

Как правильно пользоваться паяльной лампой

Dave Hogg, flickr.com CC BY

Несмотря на широкую доступность электрических промышленных фенов и портативных газовых горелок, паяльная лампа остается простым, удобным и экономичным способом чего-нибудь как следует нагреть. Еще совсем недавно разжечь паяльную лампу мог любой человек, мало-мальски умеющий работать руками. Сейчас технические форумы буквально заполонены вопросами – как разжечь паяльную лампу, почему паяльная лампа не работает? Попробуем разобраться в этом вопросе максимально подробно.

Использование органического топлива для получения энергии известно с давних времен. Жидкое углеводородное топливо в этом отношении особенно удобно. При полном сгорании углеводородов должны образовываться только углекислый газ и вода. Но для этого требуется, чтобы на каждый килограмм сгорающего топлива приходилось определенное количество килограммов воздуха.

Обеспечить это не так-то легко. Если зажечь, например, бензин в открытой емкости, то гореть он будет оранжево-красным изрядно коптящим пламенем, явно свидетельствующим о недостатке воздуха. Если воздух, а еще лучше – чистый кислород подавать в факел принудительно, то пламя станет голубым, без копоти и гораздо более горячим. Так, например, работает керосиновый резак. В горелку резака подается смесь керосина и кислорода, что приводит к полному сгоранию и такой высокой температуре, при которой плавится и горит даже сталь.

Но для домашнего мастера вряд ли покажется заманчивым возиться с кислородным баллоном или воздушным компрессором. А нельзя ли сделать так, чтобы пламя само захватывало столько воздуха, сколько ему необходимо? Можно и именно так работает паяльная лампа.

Паяльная лампа – нагревательный прибор, в котором теплота сгорания топлива, помимо основного назначения, используется для испарения подаваемого в горелку топлива. То есть горит в паяльной лампе не само жидкое топливо, а его пары, поступающие в зону горения с высокой скоростью. Струя паров топлива захватывает находящийся вокруг горелки воздух, что обеспечивает поступление в зону горения достаточного количества кислорода.

Само замечательное в этом процессе то, что регулируется он автоматически. Чем больше паров топлива подается в горелку, тем выше скорость струи и тем большее количество воздуха захватывается. В некоторых случаях воздуха может быть слишком много, тогда он просто проходит через горелку, снижая температуру факела. Но обычно горелки проектируются таким образом, что пропустить излишнее количество воздуха они не могут чисто физически.

Для чего можно использовать паяльную лампу?

Раньше паяльная лампа применялась практически везде, где требовался сильный нагрев материалов, потому что другой альтернативы просто не было. Сейчас во многих случаях рациональнее заменить паяльную лампу газовой горелкой или электрическим промышленным феном. Это проще и безопаснее. Но иногда воспользоваться плодами прогресса не получится. Например, промышленный фен не получится использовать при отсутствии электричества, а горелку на сжиженном газе почти невозможно разжечь на морозе. В конце концов, паяльная лампа уже может быть в хозяйстве с незапамятных времен, а другие инструменты придется покупать. Поэтому паяльной лампе и сейчас находится широкое поле применения. Паяльная лампа чаще всего используется для:

  • нагрева деталей и плавления припоя, нагрева паяльников при пайке
  • сварки материалов с температурой плавления до 1000 градусов
  • плавления металлов с температурой плавления до 800-900 градусов
  • выжигания старого лакокрасочного покрытия на металлических предметах
  • разогрева замерзшей воды в водопроводных и канализационных трубах
  • подогрева двигателей внутреннего сгорания для запуска при низких температурах
  • разборки старых ржавых резьбовых соединений
  • осмоления шерсти на тушах животных

Что заливать в паяльную лампу?

Чисто теоретически заливать в паяльную лампу можно любую хоть как-то испаряющуюся горючую жидкость – бензин, керосин, дизельное топливо, спирт, различные растворители, нефть. Однако низкокачественное топливо с большим количеством плохо испаряющихся компонентов (например, нефть, содержащая приличное количество мазута) быстро забьет форсунку, а потом и весь испаритель. Поэтому использовать можно только высококачественное очищенное горючее – спирт, бензин, керосин.

Горючее должно соответствовать типу лампы. Заливать неподходящее горючее в паяльную лампу категорически запрещается. Объем испарителя паяльной лампы рассчитывается исходя из испарительной способности топлива. Если в бензиновую паяльную лампу залить керосин, то он не будет успевать испаряться в достаточном количестве, и лампа будет «плеваться» горящей жидкостью и изображать огнемет. Более серьезные последствия возникнут при заливке бензина в керосиновую паяльную лампу. Давление насыщенных паров бензина в шесть раз больше по сравнению с керосином. При розжиге весь объем находящегося в большом испарителе бензина превратится в пар, что с большой вероятностью приведет к взрыву паяльной лампы.

Поэтому в керосиновую паяльную лампу следует заливать только чистый осветительный керосин, ни в коем случае не смешивая его с каким-либо другим топливом.

В бензиновую паяльную лампу заливают чистый бензин. Ведется много споров о том, какой именно бензин лучше заливать – низкооктановый или высокооктановый. Лучшим сортом бензина для паяльной лампы является высокоочищенный бензин-растворитель типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Однако при большом объеме работ такое топливо обойдется слишком дорого.

Поэтому чаще в паяльных лампах используют обычный автомобильный бензин. Октановое число бензина, определяющее стойкость к детонации, в данном случае никакой роли не играет. Более важна чистота топлива и отсутствие различного рода присадок. С этой точки зрения предпочтение следует отдать низкооктановому горючему. В нем меньше примесей и оно меньше загрязняет форсунку. Существенного влияния октановое число бензина на быстроту розжига и температуру пламени не оказывает.

Спиртовые паяльные лампы обычно имеют небольшой объем резервуара (до 200-300 мл) и используются для мелких, например, ювелирных работ в помещении. В свободной продаже встретить спиртовую паяльную лампу сейчас невозможно, они практически во всех областях применения полностью вытеснены миниатюрными газовыми горелками.

Как устроена паяльная лампа?

Общее устройство паяльной лампы рассмотрим на примере паяльной лампы ЛП-1,0 компании Калибр. Сразу следует отметить, что известный московский завод «Калибр» к этой лампе никакого отношения не имеет. Торговая компания «Калибр» основана в 2001 году и специализируется на продаже инструментов китайского производства. В каталоге компании представлены паяльные лампы ЛП-1.0, ЛП-1.5, ЛП-2.5, ЛП-3.5. Число в наименовании лампы обозначает емкость резервуара для горючего в литрах, в остальном лампы практически идентичны. И, несмотря на ряд недостатков, эти лампы вполне работоспособны.

К сожалению, инструкцию по применению, приложенную к паяльной лампе ЛП-1.0, вряд ли можно назвать исчерпывающей и обстоятельной.

В наше время даже к туалетной бумаге инструкция может быть больше, а уж о такой потенциально опасной штуке, как паяльная лампа, и говорить не приходится. В инструкции полностью отсутствует информация о порядке работы с паяльной лампой. Недоумение вызывает и позиция 7 на рисунке, указывающая на резервуар с горючим, но, тем не менее, озаглавленная как «Предохранительный клапан».

Что-то похожее на предохранительный клапан у лампы ЛП-1.0 действительно есть. И это что-то представляет собой приваренную к корпусу резьбовую бобышку, в которой размещается резиновая прокладка и металлическая заглушка.

Насколько такой устройство является предохранительным клапаном судить трудно, но лучше уж это, чем ничего. В любом случае перекачивать лампу уж точно не стоит.

В остальном паяльная лампа стандартна. Заправка резервуара 5 топливом производится через воздушный насос 2. Для этого гайка насоса отвинчивается, и насос целиком вынимается из корпуса. Поток паров топлива в горелку 4 регулируется ручкой запорной иглы 3. При работе лампа удерживается только за ручку 1.

Читайте также  Как закрутить болт без резьбы

В комплект лампы также входит набор принадлежностей и запасных частей в бумажном пакетике.

К лампе прилагаются: 1 – иглы для чистки форсунки (довольно кустарной конструкции), 2 – запасная манжета воздушного насоса, 3 – запасная форсунка, 4 – прокладка воздушного насоса, 5 – прокладка аварийного клапана

При покупке горелка паяльной лампы, вкрученная в резервуар по резьбе с уплотнительной лентой ФУМ, довольно легко проворачивалась, что создавало определенные проблемы при работе. Поэтому соединение было разобрано и собрано снова с новым уплотнением.

Как правильно разжигать паяльную лампу?

Работать с паяльной лампой необходимо на открытом воздухе. В исключительных случаях возможна кратковременная работа в помещении при наличии хорошей вентиляции.

  • Паяльная лампа заправляется чистым бензином (нефрасом) в объеме не более 3/4 от объема резервуара. Оставшаяся 1/4 часть объема, заполненная воздухом, позволяет создать в резервуаре необходимое давление и играет роль компенсатора при нагреве лампы.
  • В резервуаре паяльной лампы создается небольшое избыточное давление (6-10 качков насоса).
  • В ванночку горелки наливается чистое жидкое топливо, горящее без копоти (теоретически — этиловый спирт). Практически в ванночку горелки наливают тот же бензин, что и в резервуар. После этого топливо в ванночке поджигается для первичного прогрева испарителя. Во время прогрева лампа должна находиться в защищенном от ветра месте.
  • После погасания топлива в ванночке запорная игла немного приоткрывается. При наличии струи паров топлива производится поджигание факела. Если появляется струя жидкости, то прогрев следует повторить. При некотором навыке запорная игла приоткрывается точно в момент погасания или незадолго до погасания топлива в ванночке, повторное поджигание при этом не требуется.
  • По мере прогрева испарителя подачу топлива в горелку можно увеличивать. Для быстрого прогрева паяльную лампу можно поставить соплом к массивному негорючему предмету (стальной плите) с зазором 2-3 см.
  • Во время работы размер факела регулируют количеством поступающего в горелку топлива с помощью запорной иглы. При перебоях в работе, неровном факеле, погасании пламени следует проверить чистоту форсунки, при необходимости прочистить ее иглой для чистки.
  • Гашение паяльной лампы производится закрытием запорной иглы. Спускать давление и открывать резервуар допускается только после полного остывания лампы.

Меры предосторожности при работе с паяльной лампой

Паяльная лампа является пожароопасным и потенциально взрывоопасным инструментом. В резервуаре паяльной лампы находится горючая жидкость под давлением, а сам резервуар расположен близко от горящего горячего факела.

При работе с паяльной лампой запрещается:

  • использование лампы при наличии утечки топлива или его паров
  • использование топлива, не соответствующего типу лампы
  • длительная работа, приводящая к нагреву резервуара для топлива выше 50 градусов
  • работа при неисправности предохранительного клапана или манометра для измерения давления
  • заправка, слив топлива, сброс давления, открывание резервуара при работающей или не остывшей лампе. Открывание резервуара на горячей лампе – одна из самых частых причин взрыва паяльных ламп
  • работа в помещении без достаточной вентиляции

Соблюдение правил безопасности при работе с паяльной лампой является залогом эффективной и безопасной эксплуатации инструмента.

Как пользоваться паяльной лампой?

Устройство паяльной лампы представляет собой горелку и баллон с топливом. Работа паяльной лампой может быть самой разнообразной: очистка поверхностей от старой краски, плавка и припайка металлов, сварка швов.

Виды паяльных ламп:

  • Газовые — для работы используется сжиженный бутан, температура нагрева может достигать 2000 °C;
  • Бензиновые — заливается высокоочищенный или автомобильный бензин, разогревается до 1100°C;
  • Керосиновые — используется чистый осветительный керосин без примесей, температура нагрева до 1100°C.

Принцип работы паяльной лампы заключается в подаче топлива в предварительно нагретую лампу, в которой оно испаряется. На выходе топливо смешивается с воздухом и горит в виде сильной струи.

Как пользоваться

На примере бензиновой паяльной лампы, рассмотрим, как правильно пользоваться этим инструментом:

  • Баллон заправляется бензином на 3/4 от объема баллона;
  • 6-10 качков насоса создают избыточное давление;
  • В ванночку наливается тот же бензин, что и в баллон, после чего он поджигается для первичного нагрева;
  • После того, как пламя погаснет, запорная игла немного приоткрывается. Теперь можно поджигать факел;
  • Силу пламени можно регулировать количеством подаваемого топлива. Для того чтобы пламя работало без перебоев, необходимо прочистить форсунки специальной иглой;
  • Гашение пламени происходит закрытием запорной иглы.

Как выбрать паяльную лампу

Ассортимент газовых и бензиновых ламп весьма разнообразен. При выборе подходящей модели, стоит обратить внимание на объем бака для топлива. У бензиновых 1 литра жидкости хватает на 50 минут работы. Для газовых достаточно 0,1 литра на те же 50 минут использования.

Также баллоны могут быть двух видов:

  • Прокалываемые — одноразовые, не позволяют регулировать силу пламени, но отличаются низкой стоимостью;
  • Съемные с клапаном — разрешают регулировать расход топлива.

Газовая паяльная лампа KEMPER 2018 содержит баллон первого типа. Максимальная температура паяльной лампы — 1900°C. Инструмент оснащен запатентованной системой безопасности, предохраняющий баллон от его отсоединения во время работы. Лампа подходит для изгибания труб, снятия краски, разогрева деталей.

Пайка паяльной лампой, пожалуй, самый распространенный вид работ. Если ваша профессиональная деятельность напрямую связана с данным процессом, то подойдет модель KEMPER 1064 E. Она содержит систему предварительного нагрева газа и пьезоподжига. На выбор можно использовать две насадки с подачей вихревого и тонкого пламени. Температура пламени паяльной лампы может достигать 2500°C.

Примером бензиновой лампы послужит модель FIT 67616. С помощью специального винта она позволяет регулировать скорость подачи топлива. Зажигание становится проще, благодаря наличию насоса для подкачки топлива. Объем бака — 1 литр. К преимуществам лампы можно отнести прочный корпус и удобную ручку.

И, конечно, после выбора и покупки подходящей модели, необходимо помнить о мерах безопасности во время использования паяльной лампы любого вида.

Инструкция по работе с паяльной лампой

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
СЛУЖБА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

ИНСТРУКЦИЯ
по работе с паяльной лампой

Инструкцию должны знать:

1. ИТР РЭС.
2. Электромонтеры по эксплуатации PC.
3. ИТР СПC.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Все паяльные лампы должен находиться на учете и иметь инвентарный номер.
1.2. Паяльные лампы могут выдаваться рабочим, знающим правила обращения с паяльными лампами и имеющим опыт работы с ними и прошедшим инструктаж.
1.3. Каждая лампа должна иметь паспорт с указанием результатов заводского гидравлического испытания и допускаемого рабочего давления. Бачки емкостью 3л и более должны иметь манометры.

2. ЗАПРАВКА ЛАМПЫ.

2.1. Заправляемое в паяльную лампу горючее должно быть очищено от посторонних примесей и воды.
2.2. Использование бензина или смеси бензина с керосином в качестве горючего для лампы, работающей на керосине, запрещается.
2.3. Лампы, работающие на чистом бензине, заправляют через воронку с ватой или через мелкое сито, чтобы избежать попаданий в резервуар мелких твердых частей, а также засорения капсулы.
2.4. Резервуары ламп необходимо заливать горючим не более, чем на 3/4 его емкости.
2.5. Ежедневно по окончании работы лампу следует сдавать мастеру.

3. Разжигание лампы.

Читайте также  Как снять грушу с бетономешалки

3.1. До начала работы паяльной лампой необходимо проверить:

3.1.1. Не вывертывается ли полностью без ослабления нажимной втулки вентиль, регулирующей подачу горючего из баллона лампы в горелку. Если регулировочный вентиль вывертывается, лампу разжигать ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.1.2. Плотность резервуара, /нет ли подтекания/, отсутствия течи газа через резьбу горелки.
3.1.3. Плотность завертывания заливной пробки.
3.2. Разжигать паяльные лампы непосредственно у маслонаполненных аппаратов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.3. Заправлять или выливать из лампы горючее, разбирать и ремонтировать лампу, отвертывать горелку вблизи открытого огня, курить, доливать горючее в неостывшую лампу ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3.4. Разжигать лампу следует в такой последовательности:

3.4.1. Закрыть игольчатый регулятор.
3.4.2. Закрыть гайку «барашек» и накачать воздух в резервуар /15-20 движений поршня насоса/.
3.4.3. Налить в корытце чистого бензина и поджечь.
3.4.4. Перед окончанием выгорания бензина в корытце открыть регулятор на
0/5-1 оборот, убедиться в том, что есть подача горючего через капсулу, повернув маховичек регулятора.
3.4.5. После достаточного прогрева горелки следует постепенно открывать регулятор до появления пламени бледно-синего цвета, при недостаточно интенсивном пламени сделать подкачку воздуха насосом, игольчатый регулятор необходимо открыть не более: чем на 1,5-2 об. Если лампа внезапно погаснет, необходимо прочистить стальной иглой диаметром 0,45мм.

4. РАБОТА С ПАЯЛЬНОЙ ЛАМПОЙ.

4.1. В процессе работы необходимо:

4.1.I. Следить за тем, чтобы во избежание взрыва давление в резервуape лампы при накачке воздуха не превышало допустимого рабочего давления, указанного в паспорте лампы.
4.1.2. Правильно регулировать пламя.
4.1.3. Избегать наклона лампы и ударов по ней.
4.1.4. Располагаться возможно ближе к вытяжным шкафам, зонтам или воронкам вытяжной вентиляции.

4.2. Подогревать горелку горючим из лампы, накачиваемой насосом, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4.3. При обнаружении неисправностей /подтекания резервуара, утечки газа через неплотности резьбы горелки, деформации резервуара/, нужно немедленно возвратить лампу мастеру для ремонта.
4.4. Рабочее место при проведении паяльных работ должно быть очищено от горючих материалов, а находящиеся на расстоянии менее 5 м сгораемые конструкции должны быть надежно защищены от возгорания металлическими экранами или политы водой.
4.5. Выпускать воздух из резервуара лампы через заливную пробку можно только после того, как лампа потушена, и ее горелка полностью остыла. Снимать горелку с резервуара лампы до снятия давления ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4.6. Применять паяльные лампы для отогревания замерзших водопроводных канализационных труб и труб пароводяного отопления в зданиях, имеющие сгораемые конструкции или отделку ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4.7. Проверка паяльных ламп на герметичность /плотность/ должна производиться не реже 1 раза в месяц. Проверку должен производить мастер или другое специально выделенное лицо, назначенное приказом /распоряжением/ по предприятию, подразделению. При проверке следует обращать внимание на герметичность корпуса лампы, состояние нарезки регулирующего вентиля, сальниковой втулки, заливной пробки и сальниковой набивки. Герметичность проверяется путем накачивания поршнем воздуха в лампу и смазки мыльной эмульсией возможных мест утечки. Гидравлические испытания давлением должны производиться 1 раз в год в соответствии с техническими условиями. Результаты периодических осмотров и испытаний заносятся в журнал.
4.8. Хранение неисправных паяльных ламп вместе с исправными ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Паяльная лампа. Не изменяя традициям

Паяльная лампа, как устройство для производства разнообразных ремонтно-строительных работ, по-прежнему широко востребовано. Их популярность обусловлена компактностью, оперативностью в применении, а, при условии верной эксплуатации – также и безопасностью. Как правильно работать с лампой и вовремя её обслуживать поговорим ниже.

Устройство

Бензиновая паяльная лампа состоит из следующих узлов:

  1. Горелки, рассчитанной на применение определённого вида топлива. Например, для газовой паяльной лампы конструкция горелки будет иной, чем для устройства, использующего жидкое топливо.
  2. Топливного бачка.
  3. Системы подачи горючей смеси к горелке.
  4. Ручного нагнетателя топлива (насоса).
  5. Запорно-регулирующего устройства.
  6. Обратного клапана (не во всех конструкциях).
  7. Удерживающей ручки.

Для достижения компактности подкачивающий насос располагается непосредственно в бачке. Перед началом применения пользователю следует выполнить несколько качаний насосом для того, чтобы создать необходимый уровень разрежения: тогда топливо поступит к регулятору.

Система подачи топлива чрезвычайно проста, и работает по принципу запирающей иглы: при перемещении такой иглы в сечении регулятора изменяется давление смеси, что обуславливает определённую скорость подачи топлива к горелке. Такую подкачку следует производить периодически, по мере изменения вешних характеристик факела пламени. Наоборот, если работы с паяльной лампой завершены, то давление необходимо сбросить. В современных устройствах для этих целей служит обратный клапан, в лампах старой конструкции просто приоткрывают крышку бачка.

Некоторые типы паяльных ламп комплектуются выносной горелкой, которая снабжена длинным шлангом. При этом в качестве нагнетателя используют обычную грушу, выполненную из бензомаслостойкой резины. Для соединения шланга с грушей и корпуса бачка используется ниппельный вход.

На торцевой поверхности регулятора имеется кран, открыв который, можно обеспечить подачу бензиновой смеси в топливосжигающее устройство. Под давлением смеси игла регулятора сдвигается, и открывает доступ в рабочее пространство горелки. Оттуда смесь попадает в форсунку, диспергируется и поджигается.

Как пользоваться паяльной лампой?

Безопасность бензиновой паяльной лампы обеспечивается ещё и тем, что непосредственно смесь в горелке поджечь затруднительно, поскольку летучесть бензина при обычной комнатной температуре недостаточна для воспламенения. Поэтому после проверки работоспособности устройства производят предварительный розжиг ламы. Для этого в специальную чашечку наливают немного бензина, и устанавливают её под горелкой. Бензин поджигают, и, когда пламя начнёт угасать, открывают кран подачи топлива. Под воздействием внутреннего давления смесь выходит из сопла форсунки, попадает в зону нагретого воздуха, содержащего пары бензина, нагревается и самовоспламеняется. Затем посредством регулировочного крана изменяют степень выдвижения иглы в горелке, что регулирует длину и интенсивность факела.

Летучесть и низкая плотность бензина обеспечивает достаточные условия для его самоперемешивания. Однако заполнять бачок бензином полностью нельзя: требуется обеспечить избыточное давление бензина, которое окажется достаточным для его устойчивого поступления к регулирующему устройству. В некоторых конструкциях, рассчитанных на пониженные значения избыточного давления, для транспортировки бензина предусматривается не только направляющая трубка, но ещё и фитиль.

Подкачивающий насос перемещается в резиновых уплотнениях. Для того чтобы они ранее срока не пришли в негодность, движения рукоятки не должны быть резкими.

Длительность надёжной эксплуатации паяльной лампы зависит ещё и от вида смеси, используемой для разогрева лампы. Например, бензин, даже высокооктановый, содержит органические соединения, которые при сжигании дают нагар на поверхности горелки. Поэтому специалисты советуют использовать с этой целью этиловый спирт.

Розжиг бензиновой паяльной лампы необходимо выполнять на открытом воздухе, но без ветра или сквозняков. Если после подкачки, и открытия крана из сопла выходит парообразная смесь, то её параметры достаточны для поджига обычной спичкой или зажигалкой. Наоборот, если из сопла идёт жидкость, то диспергирование смеси недостаточно, и предварительный её прогрев обязателен.

Ремонт и проверка работоспособности

Если бензиновой паяльной лампой долго не пользовались, то требуется определить её пригодность для работы. Для оценки качества действия устройства выполняют следующие действия:

  • После поджига факела устанавливают степень нагрева внешней поверхности бачка: если прогрев происходит равномерно и постепенно, то параметры факела стабилизируются, а гудение огня становится равномерным. Бачок, однако, не должен нагреваться до температур более 50 ° С.
  • Наконечник форсунки размещают на расстоянии 20…30 мм от стального листа: при нормальной работающей лампе прогрев будет равномерным, причём по мере увеличения его продолжительности пламя будет стабилизироваться, что объясняется отражением теплового потока от стальной поверхности. Если же при этом пламя временами пропадает или сразу гаснет, то лампой пользоваться нельзя.
  • Проверяют действие обратного клапана: при выключении устройства стравливание смеси над поверхностью бензина в бачке должно происходить самопроизвольно.
  • Проверяют манометром пределы рабочего давления внутри бачка. При нормальной работе лампы эти давления не должны превышать 0,3 МПа. Резкие колебания – следствие неисправности в системе подачи топлива к регулятору.
Читайте также  Как сделать самодельный подъемник для автомобиля

Техническое обслуживание и ремонт паяльных ламп, работающих на бензине, производятся для обеспечения бесперебойной и равномерной подачи топлива и нужной степени его диспергированности. Чаще всего засоряется отверстие в форсунке, поэтому комплект принадлежностей к паяльной лампе включает специальную иглу диаметром не более 0,5 мм.

Какова периодичность проверки паяльных ламп?

Паяльная лампа – источник повышенной опасности, поэтому для её эксплуатации придерживаются следующих правил:

  1. Не используют для применения низкооктановый бензин.
  2. Не эксплуатируют устройство при наличии утечек и резкого повышения температуры бачка, а также в неудовлетворительно проветриваемом помещении.
  3. Не ведут дозаправку лампы во время её эксплуатации, либо сразу после применения.
  4. Периодически производят ревизию лампы.

Периодичность технического обслуживания устанавливается следующей:

  • С целью полной проверки гидравлических систем подачи бензина – не реже раза в год.
  • С целью проверки герметичности и плотности соединений – не реже раза в месяц.
  • Для проверки устойчивости факела – каждый раз перед очередным применением, когда корпус лампы полностью остыл.

Цена бензиновых паяльных ламп определяется их комплектацией, развиваемой тепловой мощностью и объёмом топливного бачка. Она колеблется в диапазоне 800… 1000 руб.

Хорошо забытое старое: как работать с паяльной лампой

Как устроена паяльная лампа

Бензиновая паяльная лампа состоит из следующих узлов:

  1. Горелки, рассчитанной на применение определённого вида топлива. Например, для газовой паяльной лампы конструкция горелки будет иной, чем для устройства, использующего жидкое топливо.
  2. Топливного бачка.
  3. Системы подачи горючей смеси к горелке.
  4. Ручного нагнетателя топлива (насоса).
  5. Запорно-регулирующего устройства.
  6. Обратного клапана (не во всех конструкциях).
  7. Удерживающей ручки.

Для достижения компактности подкачивающий насос располагается непосредственно в бачке. Перед началом применения пользователю следует выполнить несколько качаний насосом для того, чтобы создать необходимый уровень разрежения: тогда топливо поступит к регулятору.

Система подачи топлива чрезвычайно проста, и работает по принципу запирающей иглы: при перемещении такой иглы в сечении регулятора изменяется давление смеси, что обуславливает определённую скорость подачи топлива к горелке. Такую подкачку следует производить периодически, по мере изменения вешних характеристик факела пламени. Наоборот, если работы с паяльной лампой завершены, то давление необходимо сбросить. В современных устройствах для этих целей служит обратный клапан, в лампах старой конструкции просто приоткрывают крышку бачка.

Некоторые типы паяльных ламп комплектуются выносной горелкой, которая снабжена длинным шлангом. При этом в качестве нагнетателя используют обычную грушу, выполненную из бензомаслостойкой резины. Для соединения шланга с грушей и корпуса бачка используется ниппельный вход.

На торцевой поверхности регулятора имеется кран, открыв который, можно обеспечить подачу бензиновой смеси в топливосжигающее устройство. Под давлением смеси игла регулятора сдвигается, и открывает доступ в рабочее пространство горелки. Оттуда смесь попадает в форсунку, диспергируется и поджигается.

Как пользоваться паяльной лампой?

Безопасность бензиновой паяльной лампы обеспечивается ещё и тем, что непосредственно смесь в горелке поджечь затруднительно, поскольку летучесть бензина при обычной комнатной температуре недостаточна для воспламенения. Поэтому после проверки работоспособности устройства производят предварительный розжиг ламы.

Для этого, в специальную чашечку наливают немного бензина, и устанавливают её под горелкой. Бензин поджигают, и, когда пламя начнёт угасать, открывают кран подачи топлива. Под воздействием внутреннего давления смесь выходит из сопла форсунки, попадает в зону нагретого воздуха, содержащего пары бензина, нагревается и самовоспламеняется. Затем, посредством регулировочного крана, изменяют степень выдвижения иглы в горелке, что регулирует длину и интенсивность факела.

Летучесть и низкая плотность бензина обеспечивает достаточные условия для его самоперемешивания. Однако заполнять бачок бензином полностью нельзя: требуется обеспечить избыточное давление бензина, которое окажется достаточным для его устойчивого поступления к регулирующему устройству. В некоторых конструкциях, рассчитанных на пониженные значения избыточного давления, для транспортировки бензина предусматривается не только направляющая трубка, но ещё и фитиль.

Подкачивающий насос перемещается в резиновых уплотнениях. Для того чтобы они ранее срока не пришли в негодность, движения рукоятки не должны быть резкими.

Длительность надёжной эксплуатации паяльной лампы зависит ещё и от вида смеси, используемой для разогрева лампы. Например, бензин, даже высокооктановый, содержит органические соединения, которые при сжигании дают нагар на поверхности горелки. Поэтому специалисты советуют использовать с этой целью этиловый спирт.

Розжиг бензиновой паяльной лампы необходимо выполнять на открытом воздухе, но без ветра или сквозняков. Если после подкачки, и открытия крана из сопла выходит парообразная смесь, то её параметры достаточны для поджига обычной спичкой или зажигалкой. Наоборот, если из сопла идёт жидкость, то диспергирование смеси недостаточно, и предварительный её прогрев обязателен.

Ремонт паяльной лампы и проверка ее работоспособности

Если бензиновой паяльной лампой долго не пользовались, то требуется определить её пригодность для работы. Для оценки качества действия устройства выполняют следующие действия:

  • После поджига факела устанавливают степень нагрева внешней поверхности бачка: если прогрев происходит равномерно и постепенно, то параметры факела стабилизируются, а гудение огня становится равномерным. Бачок, однако, не должен нагреваться до температур более 50°С.
  • Наконечник форсунки размещают на расстоянии 20…30 мм от стального листа: при нормальной работающей лампе прогрев будет равномерным, причём по мере увеличения его продолжительности пламя будет стабилизироваться, что объясняется отражением теплового потока от стальной поверхности. Если же при этом пламя временами пропадает или сразу гаснет, то лампой пользоваться нельзя.
  • Проверяют действие обратного клапана: при выключении устройства стравливание смеси над поверхностью бензина в бачке должно происходить самопроизвольно.
  • Проверяют манометром пределы рабочего давления внутри бачка. При нормальной работе лампы эти давления не должны превышать 0,3 МПа. Резкие колебания – следствие неисправности в системе подачи топлива к регулятору.

Техническое обслуживание и ремонт паяльных ламп, работающих на бензине, производятся для обеспечения бесперебойной и равномерной подачи топлива и нужной степени его диспергированности. Чаще всего, засоряется отверстие в форсунке, поэтому комплект принадлежностей к паяльной лампе включает специальную иглу диаметром не более 0,5 мм.

Какова периодичность проверки паяльных ламп?

Паяльная лампа – источник повышенной опасности, поэтому для её эксплуатации придерживаются следующих правил:

  1. Не используют для применения низкооктановый бензин.
  2. Не эксплуатируют устройство при наличии утечек и резкого повышения температуры бачка, а также в неудовлетворительно проветриваемом помещении.
  3. Не ведут дозаправку лампы во время её эксплуатации, либо сразу после применения.
  4. Периодически производят ревизию лампы.

Периодичность технического обслуживания устанавливается следующей:

  • С целью полной проверки гидравлических систем подачи бензина – не реже раза в год.
  • С целью проверки герметичности и плотности соединений – не реже раза в месяц.
  • Для проверки устойчивости факела – каждый раз перед очередным применением, когда корпус лампы полностью остыл.