Как тарировать динамометрический ключ

Тарировка динамометрического ключа видео

Зная за собой очень не хорошую привычку затягивать болты и гайки с бОльшим моментом нежели этого требуется, а именно практически «до упора», решил обезопасить от себя же резьбовые соединения, коих в автомобиле насчитывается несметное количество. Иными словами решил приобрести комплект динамометрических ключей .

Поскольку Астра, несмотря на космическое название не «Протон» и не «Союз», и в космос на ней не лететь, решил подойти к вопросу выбора инструмента с «бюджетной» стороны. Для начала определился с необходимым и достаточным диапазоном требуемого момента затяжки. На мой взгляд диапазона от 2 до 100 Нм в подавляющем большинстве случаев вполне должно хватить. Не хватит — подыщем что-нибудь еще.

И так, для малых моментов затяжки мною был присмотрен ключ от фирмы JTC Auto Tools JTC-1201.
Технические характеристики
Посадочный квадрат: 1/4″.
Длина: 275 мм.
Тип: щелчковый.
Диапазон усилий затяжки: 2-24 Н·м.
Цена на момент покупки порядка 1700 руб.
Возможно JTC Auto Tools производит не самый лучший инструмент в мире, но JTC-1201 очень даже не плохо выполнен, в комплекте пластиковая коробка, инструкция на русском, ну и сам ключ. Никаких дополнительных поверочных сертификатов с ключом не прилагалось.

Для моментов затяжки до 100 Нм выбор пал на «Дело техники» (арт. 690111) опять же по причине бюджетности. Если не открывать сервис и не пользоваться инструментом профессионально (а именно как средством для зарабатывания денег) «Дело техники» вполне себе неплохой вариант. На моем веку был сломан всего лишь один ключ на 6, и то по глупости . По причине отсутствия съемника, ключ на 6 упираясь в кузов, фиксировал шток амортизатора, во время закручивания гайки амортизатора ключом на 17 или 19 с очень приличным усилием.
Но все же ближе к теме…

Технические характеристики:
Посадочный квадрат: 3/8″.
Тип: щелчковый.
Диапазон усилий затяжки: 19-110 Н·м.
Цена на момент покупки порядка 1780 руб.
Хорошее исполнение, в комплекте пластиковая коробка, инструкция на русском, ну и сам ключ. Никаких дополнительных поверочных сертификатов с ключом не прилагалось.

Следуя принципу «Доверяй но проверяй» в планах провести поверку приобретенных ключей. Каким образом? Все предельно просто. Для этого понадобятся тиски, рулетка, электронный безмен килограмм до 40 (до 110 Нм должно хватить).

Пересчитать значение момента затяжки можно по формуле: М = m*g*l
где M — момент затяжки ( Нм ), m — показания безмена( Кг), l — плечо (м), g — ускорение свободного падения.

На данный момент поверку ключей не проводил по причине банальной нехватки времени. Если сделаю поверку — обязательно добавлю в отчет.

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники. Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей. Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом.

Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа

Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ. При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом:

  • Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
  • Применять только стандартные или высокие безударные торцевые насадки;
  • Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа;
  • Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
  • Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
  • Если ключ был только куплен или давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
  • После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
  • После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
  • Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.

Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей, предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей , их особенности, преимущества и недостатки.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

Данный вид ключей является самым распространенным и популярным инструментом среди профессионалов и любителей. Во время работы не нужно контролировать значения усилия. Принцип работы динамометрического ключа заключается в следующем: при достижении заранее выставленного значения силы, ключ издаст щелчок, который означает о завершении работы и инструмент, проскальзывая, не будет передавать на крепеж большее усилие, чем было установлено на шкалах инструмента.

Для того, чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа необходимо знать, как выставляется нужное значение с помощью основной и вспомогательной шкалы.

Руководство по эксплуатации динамометрического ключа щелчкового типа:

  1. Раскрутить стопорную гайку внизу рукоятки ключа;
  2. Выставить значение нагрузки на основной вертикальной шкале с помощью вращающейся рукояти. И если необходимо, то нужно выставить значение крутящего момента на дополнительной круговой шкале внизу ручки, чтобы получить требуемое значение силы. Получается, что значение складываются с обеих шкал, фиксируя итоговое усилие;
  3. Закручиваем стопорную гайку внизу рукоятки ключа, чтобы зафиксировать выставленное усилие;

Теперь Вы знаете, как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе. В зависимости от варианта ключа, шкалы могут иметь определенные отличия, например, различные цены делений, вид исполнения шкал или обозначение усилия в различных системах измерений (Н/м, Кг/м или в Футофунты lbf/ft). В каталоге AIST представлены различные щелчковые предельные ключи.

Закручивать резьбовое соединение необходимо до характерного звука ключа, который оповещает о достижении выставленного усилия. При щелчке сработает специальный фиксатор механизма ключа, который не даст передать на крепеж большее усилие, чем был выставлено на инструменте. После окончания работ необходимо выставить ключ на минимальное значение диапазона крутящего момента и закрутить фиксатор ключа.

Предлагаем посмотреть видео инструкцию: “Как пользоваться щелчковым динамометрическим ключом”

Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?

В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Значения прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах. При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность.

Читайте также  Как проверить ротор электродвигателя тестером

Как работает динамометрический ключ такого типа? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.

Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу. Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия. Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.

7,2 lbf/ft (Футофунты).

Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой :

  1. Точно определить необходимое значение на шкале;
  2. Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
  3. Закончить работу при достижении необходимого усилия.

После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом.

Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?

Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровой ключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие. Принцип работы динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы. На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.

Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.

Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом – Рекомендации по выбору динамометрических ключей

Журнал контрольной тарировки динамометрических ключей (Приложение Е по СП 70.13330.2012)

Автор — Нурисламов Артур (руководитель проектов)

Ссылка: Приложение Д к СП 70.13330.2012

Актуальность: Действующая форма исполнительной документации

Изменения: с изменениями от 27.06.2018 г. (актуально по сегодняшний день)

Область распространения: на контрольную тарировку динамометрических ключей при строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений во всех отраслях народного хозяйства

Назначение: Контрольная тарировки динамометрических ключей в процессе строительно-монтажных работ на объекте

Динамометрическими ключами называют вид инструмента, который используется для натяжения болтов высокой прочности и проверки резьбового соединения уже после затяжки гаек и головок. Используя такие приспособления, можно выявить следующие дефекты:

  • растрескивание и скручивание трубок;
  • неплотное соединение узлов;
  • поломку и пережатие граверов;
  • срыв резьбы;
  • механическую поломку болтов.

У каждого динамометрического ключа вне зависимости от его материала есть определенный предел прочности. Этот параметр ограничивает максимальное усилие затяжки ключа. Предел прочности указывают в паспортных данных инструмента. Там же должна стоять отметка о проверке, которая была проведена сертифицированной метрологической лабораторией. Данное требование приводится в пункте 4.6.8. СП 70.13330.2012.

Зачем оформляют журнал, который ведут для тарировки ключей

Отметка о проверке инструментов метрологической лабораторией может проставляться только после проведения тарировки. Это процедура точного взвешивания на рычажных весах с применением тарного груза. Проверяют динамометрические ключи также на стендах, а не только с помощью специальных грузов. Тарировку необходимо производить со следующей частотой:

  • каждый раз в случае проведения ремонта;
  • не реже 1 раза за смену;
  • если контрольный прибор был заменен.

Редукцию крутящего момента ключей-мультипликаторов следует проверять после ремонтных работ, но не реже, чем 1 раз в год. Результаты процедуры заносят в журнал по контрольной тарировке динамометрических ключей. Его рекомендованная форма, как и указание по проверке, приведена в Приложении Е СП 70.13330.2012. Документ необходим для фиксации результатов тарировки. Журнал заводят на все ключи, применяемые при монтаже конструкций конкретного объекта.

Что вписывают в журнал, описывающий тарировку инструментов

На нашем сайте вы можете скачать журнал контрольной тарировки динамометрических ключей. Документ рекомендуется подготовить заранее, чтобы при проведении контроля уже было куда заносить полученные данные. В дальнейшем по ним для каждого ключа будет строиться график. В состав журнала тарировки входит не только таблица. Журнал можно выделить 3 отдельные части:

  1. Основные данные: наименование строительной организации, название объекта строительства и его месторасположение.
  2. Непосредственно тарировочная таблица, состоящая из семи столбцов.
  3. Описание журнала: количество пронумерованных и прошнурованных страниц, ответственный за исполнение высокопрочных соединений (фамилия с инициалами и подпись). Также в конце документа отводится отдельное место для печати строительной организации.

к оглавлению ↑

Как заполнить тарировочную таблицу журнала

Особое внимание при заполнении журнала контрольной тарировки динамометрических ключей необходимо уделить именно тарировочной таблице. Это важно, поскольку только правильно проведенная проверка будет подтверждением того, что при измерении натяжения ключи дадут точные показания. Так, в табличной части представлены следующие столбцы:

  1. Дата тарировки.
  2. Тип ключа.
  3. Номер ключа.
  4. Вес груза, Н (кгс). Указывается при использовании в тарировке контрольного груза.
  5. Крутящий момент от этого груза, Н м (кгс · м).
  6. Показания на приборе в делениях. В случае предельных ключей в этой графе делается запись «срабатывание ключа».
  7. Подпись бригадира.

При проведении контрольных измерений журнал должен оставаться у ответственного лица, который занимается работами. То же лицо обязывается заполнять документ. Сам журнал по контрольной тарировке динамометрических ключей хранят до сдачи объекта.

Как правильно оформить журнал контрольной тарировки динамометрических ключей

Дошла очередь и до журнала контрольной тарировки динамометрических ключей. По сравнению с общим журналом работ, либо с журналом бетонных работ или сварочных работ данный журнал вообще некто не умеет заполнять. Скажу честно, большинство прорабов понятия не имеют как это правильно делать. Но в сегодняшней статье мы постараемся разъяснить очень подробно как правильно оформлять данный журнал.

  1. Что это такое
  2. Нормативная база
  3. Оформление журнала
  4. Скачать журнал

Что это такое

Динамометрический ключ — это инструмент, которым затягивают высокопрочные болты и при этом есть возможность контроля силы натяжения. В проектной документации указывают силу натяжения высокопрочных болтов. От этого значения и характеристики болтов высчитывается момент. И на этот момент и натягиваются болты при помощи динамометрического ключа.

Данный ключ обязательно должен быть поверен. И при каждой работе должна быть проведена контрольная тарировка. И данные о тарировке должны быть занесены в журнал контрольной тарировки динамометрических ключей. Это является одним из шагов контроля качества выполнения работ по постановке высокопрочных болтов. Соответственно эту работу должны выполнять специально обученные и аттестованные специалисты.

Нормативная база

Форма журнала приведена в приложении «Е» к СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Требование о необходимости выполнения тарировки указано в п. 4.6.8 СП 70.13330.2012.

Оформление журнала

На самом деле его оформить очень просто если знать как это делать. Состоит журнал из одной таблицы, которая содержит 7 столбцов.

  • В первом столбце указывается дата выполнения тарировки ключа. Тарировка выполняется перед выполнением работ по постановке высокопрочных болтов, либо при проверке установки болтов. Тарировку проводят перед каждой сменой.
  • Во втором столбце указывается тип динамометрического ключа. Берем с паспорта на ключ.
  • В третьем столбце указывается номер ключа. Также берем с паспорта на ключ, либо с самого ключа. На ключе наносят номер в виде штампа.
  • Для тарировки ключа необходимо приварить гайку на какой-либо столб. Если у вас нет специального стенда, а его как обычно нет. Надо гайку приварить так, чтобы при установке на болт ключа он (ключ) находился в горизонтальном положении. Так чтобы на ключ можно было навешивать груз. На ключ навешивают контрольный груз начиная с 10 кг и до 90 кг. Вес контрольных грузов указывается в четвертом столбце. Значения указываются в ньютонах, а в скобке в килограммах.
  • При каждом навешивании груза делаются по три измерения момента, среднее арифметическое значение заносится в шестой столбец журнала.
  • В пятом столбце указывается момент от контрольного груза. Это значение высчитывается. Для каждого ключа он разный. Зависит от длины динамометрического ключа и веса контрольного груза. Вес груза умножается на длину ключа получается момент.

В таблице на дату 01.08.2020 я высчитывал и заполнял для ключа с плечом 1 м (длина ключа), а на дату 02.08.2020 — для ключа с плечом 1.5м.

Сравниваем значения с шестого столбца (значение момента снятого с ключа) с данными с пятого столбца (которые мы высчитывали). Если они не отличаются на более чем 5%, то ключ в исправном состоянии.

Читайте также  Как прозвонить дроссель мультиметром

Так проводится тарировка динамометрического ключа и оформляется журнал. В 7 столбце ставит свои подписи ответственный за тарировку (бригадир).

Скачать журнал

Для скачивания журнала контрольной тарировки динамометрических ключей перейдите по ссылке.

Если статья была вам полезной, то поделитесь ею в социальных сетях. Спасибо!

Динамометрический ключ!

Динамометрический ключ

Эcли Вы никогда не работали с динамометрическим ключом, и не знаете что это и зачем он нужен. То эта статья именно для Вас. В первую очередь, зачем нужен такой ключ? Необходим он для закручивания резьбовых соединений с определенным усилием, так называемым моментом силы или моментом затяжки. Единицей измерения для момента силы является ньютон-метр, рус. Нм, англ. Nm.
Так вот в технических данных по обслуживанию автомобиля или другого технического агрегата, предоставляются данные, с какой силой должно затягиваться то или иное резьбовое соединение, даже колеса у автомобиля должны быть затянуты под определенным усилием. И чтобы гайки были затянуты правильно, и не было недотяжек и перетяжек, не срывалась резьба, и не было разболтанных, негерметичных соединений, а автомобиль работал исправно, необходимо соблюдать все рекомендации по облуживанию техники. И в решении данной задачи надежным помощником станет динамометрический ключ.
Динамометрический ключ внешне похож на трещотку, с основным отличием – это наличие у него шкалы, по которой определяется прикладываемое ключом усилие на гайку.
Шкала может быть со стрелкой в виде манометра, в цифровом исполнение с цифровым экраном, или же шкала может быть высеченной на ключе, а индикатором достижения нужного усилия будет служить “щелчок”. Последний вариант один из самых распространенных и не дорогостоящих. Поэтому такой ключ мы и рассмотрим более детально.
Ключ в своем основание имеет вращающуюся рукоятку, на которой высечена вспомогательная шкала от 0 до 14 и нанесенную на недвижимой части ключа основную шкалу. Динамометрические ключи охватывают, ограниченный диапазон усилий. Например от 5 до 25 Нм., от 70 до 350 Нм. и т.д. Вот эта основная шкала и отображает, в каком диапазоне работает ключ.
Например, необходимо закрутить гайку с усилием в 100 Nm, берем ключ, который работает в диапазоне от 40 до 210 ньютон-метр, и накручиваем в основание ключа движимую рукоятку, которая при закручивании будет двигаться по недвижимой шкале ключа. Когда движимая рукоятка дойдет до отметки 98 на основной шкале ключа, останавливаемся. Но это будет только 98 Nm, что бы достигнуть 100нм, ориентируемся на дополнительную шкалу на вращающейся ручке, нужно будет прокрутить ручку еще до отметки 2 на второй дополнительной шкале. В суме 98+2 получим 100Нм.


Дальше на ключ нужно надеть торцевую головку необходимого размера, и начать закручивать гайку. При достижении усилия в 100 Nm, Ваш ключ издаст характерный щелчок, он будет даже больше прочувствован Вашей рукой, нежели воспринят на слух. Это будет означать, что необходимое усилие достигнуто, и затягивание нужно остановить. Если кого-то интересует, что же будет происходить с ключом дальше, если не остановиться, отвечу, ничего, он будет щелкать каждый раз при затяжке и работать как обычный вороток, продолжая закручивать вашу гайку все сильней и сильней. Но зачем тогда покупать динамометрический ключ?
Не используйте динамометрический ключ как обычный вороток, если хотите, что бы он прослужил долго, ведь износ инструмента никто не отменял. И самое главное после работы всегда откручивайте ручку назад в нулевое положение. Так как внутри ключа есть пружина, которая сжимается при затяжке, и если оставить ее на долгое время в сжатом статическом положении то она будет терять свои свойства, что приведет к увеличению погрешности при работе. К слову о погрешности, рекомендуется периодически проводить поверку ключей, ведь нужно быть уверенным, что ключ фиксирует именно то усилие, которое Вам необходимо. Предупреждаю что количество предприятий производящих такую поверку ограничено, а у государственных служб, такой сервис дорогостоящий.
Размер динамометрических ключей в зависимости от диапазона, в котором они работают, может варьироваться от не больших с посадочным квадратом в ¼ до огромных с посадочным квадратом в ¾ . Но бывают ситуации когда усилие с которым нужно затянуть резьбовое соединение превышает максимально допустимое значение затяжки самого мощного ключа доступного в продаже! Тогда Вам может пригодиться инструмент – мультипликатор. Эторедуктор-усилитель, который с помощью систем шестеренок увеличивает усилие ровно в три раза. Если в мультипликатор вы вставите ключ и выставите усилие в 800 Нм, то при щелчке ключа мультипликатор будет уже выдавать 2400 Нм.

Динамометрические ключи бывают нескольких типов :

1) стрелочные ( характеризуются невысокой ценой и наибольшей погрешностью в измерениях, порядка 6 %– 8 %, за исключением профессиональных моделей индикаторного типа). Подходят для работ не требующих высокой точности при затяжке резьбовых соединений.

2) Предельного типа (щелчковые) — находятся в среднем ценовом диапазоне, имеют небольшую погрешность (около 4%), большинство из них проходит тарировку на заводе и имеют вложенный сертификат калибровки. Динамометрические ключи предельного типа являются самыми универсальными и часто используемыми как профессиональными работниками СТО, так и любителями.

3) Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента затяжки , являются самыми дорогими, но при этом и самыми точными. Чаще всего используются либо на производстве, либо на СТО. Погрешность составляет около 1%. Имеют функцию выгрузки данных в Excel, функцию программирования последовательности задач и многие другие.

Самый недорогой вариант. Внешне похож на трещотку. К телу ключа прикреплена шкала (1)и стрелка (2) . При затягивании стрелка остается на месте, а шкала смещается.

Индикаторного типа – менее удобны в применении (за исключением профессиональных моделей).

Динамометрический ключ ПРЕДЕЛЬНОГО ТИПА

Данные динамометрические ключи имеют ограниченный диапазон действия, разные размеры и разные посадочные квадраты под головки. Соответственно при выборе ключа придется это учитывать. Приблизительные значения выглядят так:

от 0,5 кг/м до 2,5 кг/м — квадрат 1/4»

от 1,9 кг/м до 11 кг/м — квадрат 3/8»

от 4,2 кг/м до 21 кг/м — квадрат 1/2»

от 7 кг/м до 35 кг/м — квадрат 1/2»

от 8 кг/м до 40 кг/м — квадрат 3/4»

от 10 кг/м до 70 кг/м — квадрат 3/4»

от 14 кг/м до 200 кг/м — квадрат 1»

Чаще всего усилие на шкале ключа указывается в Ньтонометрах Nm

10 Nm приблизительно = 1 кг/м. Приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений вы можете посмотреть здесь. Не желательно использовать ключ на крайних значениях рабочего диапазона.

Порядок работы с таким ключом следующий. Отпускаем стопорную гайку(1) На теле ключа нанесена шкала Nm(2), а на вращающейся рукоятке нанесена цифровая шкала(3). При вращении рукоятки нулевая риска шкалы(3) должна совпасть с риской на теле ключа (2), что и будет выставленным предельным моментом затяжки Nm. Далее вращая рукоятку по часовой стрелке вы прибавляете цифровые значения шкалы (3) к первому выставленному значению до следующего совпадения с нулевой риской. Выставив необходимое усилие, зафиксируйте стопорную гайку и начинайте затяжку. При достижении выставленного усилия раздается громкий щелчок. После этого вращение необходимо прекратить.

Читайте также  Как сделать из маленьких резинок

Динамометрический ключ предельного типа с масштабированным окном

Немного дороже по цене, но намного удобнее в использовании. Рукоятка вращается намного легче, стопорная гайка фиксируется щелчком, а не закручиванием и выставленное значение вы видите в готовом виде. ( не надо прибавлять значения к нулевому, как в первом варианте.)

Большинство динамометрических ключей, работают только на затяжку резьбовых соединений с правой резьбой (по часовой стрелке), но есть и исключения, например ключ (с проскальзывающим квадратом)

Электронный динамометрический ключ.

При ремонте современного автомобиля, достаточно трудно обойтись без динамометрического ключа от Kamasa Tools , даже затяжка легкосплавного литого диска, требует фиксированной затяжки. ( при привышении усилия, диск может просто треснуть). Мы рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей. Выбор остается за Вами. Очень надеемся, что эта информация окажется Вам полезной.

Стандарт организации

Приложение Г

(обязательное)
Тарировка динамометрических ключей
Г.1. Динамометрические ключи тарируют с помощью специальных тарировочных стендов или контрольными грузами (гирями) в соответствии с ГОСТ 8.541-86 п. 2.1.2.

Тарировку предельных или контрольных (индикаторных) ключей грузами производят в следующем порядке. На шестигранную оправку или на затянутый высокопрочный болт навешивают ключ таким образом, чтобы его рукоятка с подвешенным грузом занимала горизонтальное положение (рисунок Г.1). В фиксированной точке на конце ключа подвешивают набор грузов общей массой m. Масса каждого груза не должна превышать 10÷15 кгс (98÷147 Н). На каждом грузе указывается его масса с точностью до 0,1 кгс (0,98 Н).

Для предельных ключей масса груза m, при которой происходит срабатывание ключа, составит:

где Мз — расчётный момент закручивания (п. 5.5.6);

∆Мз — момент, равный произведению массы ключа на расстояние от центра его тяжести до оси поворота ключа;

ℓ — расстояние от точки приложения груза до оси поворота ключа.

При тарировке индикаторных ключей перед навешиванием грузов стрелка измерительного прибора устанавливается на «0». После подвешивания грузов массой m отсчет берется по измерительному прибору и определяется цена деления прибора, равная

,

где — расчётный момент закручивания;

n — показания измерительного прибора.

Измерения повторяют 2÷4 раза до получения стабильного результата.

Результаты тарировки заносят в журнал тарировки ключей (приложение Д).

Г.2. Применяемые динамометрические ключи должны соответствовать ГОСТ Р 51254-99 и обеспечивать предел основной допускаемой погрешности от измеряемого значения не менее величины, определяемой уравнением

,

где К = 35 при доверительной вероятности результатов измерений, равной 0,95.

1 – опора; 2 – приваренный шестигранник; 3 – тарируемый ключ;

4 – тарировочный груз

Рисунок Г.1 – Тарировка ключей

При допуске на затяжку 15% (п. 5.7.6) допускаемая погрешность измерений ключей Δ составит

Для ключей с пределом измерений до 130 кгс ּ м (1274 Нм) и длиной ℓ = 1,5 м погрешность измерений Δ при тарировании грузами массой до 10÷15 кгс (98÷147 Н) и взвешенных с точностью до 0,1 кгс (0,98 Н) составит

где Δm = 0,1 кгс — погрешность измерения массы грузов;

Δℓ = 2 см — погрешность измерения длины плеча.

Г.3. В соответствии с ГОСТ Р 51254 п. 10.1 нормированная затяжка резьбовых соединений допускается ключами-мультипликаторами или усилителями крутящих моментов при доверительной вероятности результатов измерений не менее 0,95.

Приложение Д

(наименование строительной организации)

(наименование объекта строительства)

контрольной тарировки динамометрических ключей