Уплотнение грунта пневматическими трамбовками как посчитать объем

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками

Использование пневматических трамбовок является очень востребованным в профессиональном строительстве. При работе во время подготовки фундамента следует максимально уделить внимание обработке грунта, так как если он будет плохо обработан, то постройка может быстро завалиться. Это случается из-за того, что земля под ней со временем усядет. Если не провести соответствующую подготовку, то вопрос о разрушении становится лишь вопросом времени. В нормальном состоянии, когда не производится никакого предварительного воздействия, практически любой грунт имеет свою степень рыхлости, которая не позволяет создавать на нем надежные устойчивые конструкции. Между фракциями находится воздух, чем ближе грунт к поверхности, тем меньше он скрепляется между собой. Чтобы увеличить плотность следует приложить физические усилия.

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками енир является одним из наиболее рациональных способов для достижения данной цели. Данная техника применяется в строительной сфере при относительно небольших масштабах работ. С учетом того, что практически все выполняется вручную, то очень сложно выполнить большой объем работ. Тем не менее, пневматическая трамбовка отлично уплотняет поверхность, как это не может сделать ни один другой ручной инструмент. Естественно, что для работы с ней нужно набраться опыта, но аналогичные инструмент не обладают тем соотношением цены и качества как этот. Многое зависит от конкретной модели, но сам тип устройства обладает удобными практическими свойствами.

Преимущества

Большое развитие трамбовки получили благодаря своим преимуществам, сред которых следует отметить следующие факторы:

  • В устройстве отсутствует электрический двигатель, поэтому, оно может работать максимально долго, не боясь перегрева;
  • Масса и габариты техники позволяют производить работы вручную;
  • Хранение и перевозка различных моделей не вызывает большого труда;
  • Инструмент не может «сгореть» от длительной работы;
  • Эффективность применения пневматической трамбовки очень высока, так как она позволяет обеспечить большую глубину укладки.

Среди недостатков устройства стоит отметить следующие качества:

  • Для работы необходим источник пневматической энергии, что не так легко найти, как электричество или жидкое топливо;
  • Физически сложно выдержать длительную работу трамбовки большой мощности;
  • Благодаря компактным размерам затрудняется применение ее на больших площадях.

Нормы

Данные изделия изготавливаются по ГОСТ 16436-70. Эти стандарты касаются ручных пневматических и электрических машин. Также имеется технологическая карта на уплотнение грунтов, в которой описываются организационные вопросы работ, связанных с данным процессом.

Характеристики грунтов

У каждого типа грунта имеются свои особые характеристики. От них зависит выбранный режим работы и прочие особенности проведения процесса уплотнения. Если проводится уплотнение грунта трамбовками для группы грунтов 1-2, то она может сильно отличаться от тех, которые относятся к остальным группам:

Разновидность грунта Объем содержания песчаных частиц с фракциями размером от 0,05 до 2 мм, % от общей массы Пластичное число IP
Супесь крупная легкая Более 50 0,01 ≤ IP ≤ 0,07
легкая Более 50
пылеватая 20-50
пылеватая тяжелая Менее 20
Суглинок легкий Более 40 0,07 0,27

Особенности трамбовки

Перед тем как начинать трамбовку следует провести несколько предварительных процедур, несмотря на то, что само уплотнение грунта также является предварительной процедурой. Для начала нужно очистить поверхность от всех лишних предметов. На грунте не должно быть ни каких частиц мусора, камней и прочих вещей, которые могут помешать работе по укладке. Иными словами, следует убрать все то, что мешает однородности состава.

После этого нужно выровнять поверхность земли, чтобы меньше тратить лишнего времени при основной операции. Работать по разровненной поверхности намного проще, а сделать это другими средствами, к примеру, катком для уплотнения грунта, намного проще и быстрее, чем трамбовкой. Ведь ее основным предназначением является утрамбовывание. Если на грунте будут возвышенности или ямы, то трамбовка будет работать неравномерно, а это уже противоречит технологии.

Затем происходит непосредственное утрамбовывание при помощи пневматического устройства. Здесь нужно подобрать соответствующий режим, который бы подходил под заданный тип грунта. Нужно, чтобы этому соответствовала и модель техники, так что к ее выбору стоит отнестись достаточно внимательно.

Контроль качества

Как и для любой работы, которая проводится официально, здесь имеется свой контроль качества. В основном он определяется тем, насколько полученный результат соответствует данным, заложенным в проекте. Ведь для каждого типа стройки и строения нужен свой набор характеристик для грунта. Во время уплотнения грунта зачастую проводится пооперационный контроль качества. Схема проведения такого контроля по каждой операции выглядит следующим образом:

№ п/п Этапы проводимых работ по уплотнению Способ проводимого контроля Кто отвечает за результат проведенных работ на стройке В какие сроки проводится процедура
1. Завоз грунта для его последующей засыпки, если такового нет на самой местности Контроль структуры грунта, а также вычисление коэффициента разрыхления данной субстанции и ее влажности Мастер или старший прораб Каждый день
лаборант
2. Уплотнение грунта Проверка числа ударов или проходов, сделанных уплотняющими машинами Мастер, прораб Каждый день
Старший прораб Каждую неделю
3. Геодезические процедуры Нивелировка грунтовой поверхности Геодезист Всегда
4. Степень уплотнения грунта Проверка степени, насколько уплотнился грунт, при помощи метода режущих колец. Сюда же относится проверка толщины слоя грунта с помощью мерного шаблона Прораб (мастер), старший прораб, лаборант, главный инженер Когда будут закончены все процедуры

Контроль плотности и влажности проводится в лабораторных условиях, которые имеются в различных строительных организациях. Контроль необходимо для официальной окончательной проверки, после которой идет уже прием работы. В результате этого составляется соответствующий акт.

Заключение

Трамбовка для уплотнения грунта является простым и эффективным средством, работающим на пневматической энергии. Она применяется как в частной, так и в профессиональной сфере, так как благодаря своим качествам получила очень широкое распространение. Приобрести подходящую модель может каждый заинтересованный, так как стоимость их является относительно невысокой. Профессиональная техника несколько отличается, так как к работе, выполненной ею, выдвигаются более высокие требования. Несмотря на большой перечень контролирующих процедур, сама работа выполняется достаточно просто, но требует еще предварительно подготовки поверхности грунта.

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов: 1-2

НОРМАТИВ ГЭСН 01-02-005-01

Наименование Единица измерения
Уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов: 1-2 100 м3 уплотненного грунта
Состав работ
01. Уплотнение грунта.

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

В расценке указаны прямые затраты работы на период 2000 года (Федеральные цены), которые рассчитаны на основе нормативов 2014 года с дополнениями 1. К данной стоимости нужно применять индекс перехода в текущие цены.

Вы можете перейти на страницу этого же норматива ГЭСН в редакции 2009 года
Основанием для применения в расчётах трудозатрат и времени использования механизмов являются ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ

Наименование Ед. Изм. Трудозатраты
1 Затраты труда рабочих-строителей Разряд 3 чел.-ч 12,53
2 Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) чел.-ч 3,04
Итого по трудозатратам рабочих чел.-ч 12,53
Оплата труда рабочих = 12,53 x 8,53 Руб. 106,88
Оплата труда машинистов = 30,58 (для начисления накладных и прибыли) Руб. 30,58
Читайте также  Как правильно отрезать плинтуса

График производства работ. Автоматическое построение по смете.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Нажав на ссылке в шифре или наименовании ресурса,
Вы перейдёте на страницу с указанием оплаты труда машиниста
и списком шифров расценок, в которых используется данный ресурс.

Шифр Наименование Ед. Изм. Расход Ст-сть ед.
Руб.
Всего
Руб.
1 050101 Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа (7 ат), производительность 2,2 м3/мин маш.-ч 3,04 90 273,60
2 331100 Трамбовки пневматические при работе от передвижных компрессорных станций маш.-ч 12,18 0,55 6,70
Итого Руб. 280,30

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 387,18 Руб.

Посмотрите данный норматив в редакции 2020 года открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕР 01-02-005-01

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2014 года с дополнениями 1 в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Что такое коэффициент уплотнения

Коэффициент уплотнения – это показатель, демонстрирующий, насколько изменяется объем сып у чего материала после трамбовки или перевозки. Определяется он по соотношению общей и максимальной плотности.

Любой сыпучий материал состоит из отдельных элементов – зерен. Между ними всегда есть пустоты, или поры. Чем выше процент этих пустот, тем больший объем б у дет занимать вещество.

Попробуем объяснить это простым языком: вспомните детскую игру в снежки. Чтобы получить хороший снежок, нужно зачерпнуть из сугроба горсть побольше и посильнее ее сжать. Таким образом мы сокращаем количество пустот между снежинками, то есть уплотняем их. При этом уменьшается и объем.

То же самое будет, если насыпать в стакан немного крупы , а затем встряхнуть ее или утрамбовать пальцами. Произойдет уплотнение зерен.

Иными словами, коэффициент уплотнения – это и есть разница между материалом в его обычном состоянии и утрамбованном.

Для чего нужно знать коэффициент уплотнения

Знать коэффициент уплотнения для сыпучих материалов необходимо, чтобы:

  • Проконтролировать, действительно ли вам привезли заказанное количество материала
  • Купить п р авильное количество песка, щебня, отсева для засыпки котлованов, ям или канав
  • Рассчитать вероятную усадку грунта при закладке фундамента, прокладке дороги или тротуарной плитки
  • Правильно рассчитать количество бетонной смеси для заливки фундаментов или перекрытий

Дальше мы подробнее расскажем обо всех этих сл у чаях.

Коэффициент уплотнения при транспортировке

Представьте, что самосвал везет 6 м³ щебня с карьера на объект заказчика. В пути ему попадаются ямы и выбоины. Под воздействием вибрации зерна щебня уплотняются , объем сокращается до 5,45 м³. Это называется утряской материала.

Как же убедиться в том, что на объект привезли то количество товара, которое указано в документах? Для этого нужно знать конечный объем материала (5,45 м³) и коэффициент уплотнения (для щебня он равен 1,1). Эти две цифры перемножаются, и получается начальный объем – 6 кубов. Если он не совпадает с тем, что написано в документах, значит мы имеем дело не с утряской щебня, а с недобросовестным п р одавцом.

Коэффициент уплотнения при засыпке ям

В строительстве есть такое понятие как усадка. Грунт или любой другой сыпучий материал уплотняется и уменьшается в объеме под действием собственного веса или давлением различных конст р укций (фундамента, тротуарных плит). Процесс усадки нужно обязательно учитывать при засыпке канав, котлованов. Если этого не сделать, через некоторое время образуется новая яма.

Чтобы заказать необходимое количество материала для засыпки, нужно знать объем ямы. Если вам известна ее форма, глубина и ширина, можете воспользоваться для р асчета нашим калькулятором. После этого полученную цифру нужно умножить на насыпную плотность материала и его коэффициент уплотнения.

При засыпке правильно рассчитанного материала в яму может получиться холмик. Дело в том, что в естественных условиях усадка происходит за определенный промежуток времени. Уско р ить процесс можно с помощью трамбовки. Ее проводят вручную или с помощью специальных механизмов.

Коэффициент уплотнения в строительстве

Наверное, вам известны случаи, когда в зданиях сразу после постройки появлялись трещины. А ямы на новых дорогах или провалившаяся тротуарная плитка на дорожках и во дворах? Это случается , если неправильно рассчитать усадку грунта и не предпринять соответствующие меры по ее устранению.

Чтобы знать усадку, используется коэффициент уплотнения. Он помогает понять, насколько утрамбуется тот или иной грунт в определенных условиях. Например, под давлением веса здания , плитки или асфальта.

Некоторые грунты имеют настолько сильную усадку, что их приходится замещать. Другие виды перед строительством специально трамбуют.

Как узнать коэффициент уплотнения

Легче всего взять данные о коэффициенте уплотнения из ГОСТов. Они р ассчитаны для разных видов материала.

Наименование материала Коэффициент уплотнения
ПГС 1,2
ПЩС 1,2
Песок 1,15
Керамзит 1,15
Щебень 1,1
Многокомпонентная почвосмесь 1,5

В лабораторных условиях коэффициент уплотнения определяют следующим образом:

  • Измеряют общую или насыпную плотность материала. Для этого измеряют массу и объем образца, вычисляют их соотношение
  • Затем пробу встряхивают или прессуют, измеряют массу и объем , после чего определяют максимальную плотность
  • По соотношению двух показателей вычисляют коэффициент

Документы указывают усредненные значения коэффициента уплотнения. Показатель может меняться в зависимости от различных факторов. Приведенные в таблице циф р ы достаточно условные, но они позволяют рассчитать усадку больших объемов материала.

На значение коэффициента уплотнения влияют:

  • Особенности транспорта и способа перевозки
    Если материал транспортируют по выбоинам или железной дороге , он уплотняется сильнее , чем при перевозке по ровной трассе или морю
  • Гранулометрический состав (размеры, формы зерен, их соотношение)
    При неоднородном составе материала и наличии лещадных частиц (плоской или игловидной форм) коэффициент будет ниже. А при наличии большого количества мелких частиц – выше
  • Влажность
    Чем больше влажность, тем меньше коэффициент уплотнения
  • Способ трамбовки
    Если материал утрамбовывают вручную, он уплотняется х у же, чем после применения вибрирующих механизмов
  • Насыпная плотность
    Коэффициент уплотнения напрямую связан с показателем насыпной плотности. Как мы уже сказали, в процессе трамбовки или транспортировки плотность материала меняется, так как становится меньше пустот между частицами. Поэтому насыпная плотность во время отгрузки в автомобиль на ка р ьере и после прибытия к заказчику разная. Эту разницу можно высчитать и проверить как раз благодаря коэффициенту уплотнения.
    Подробнее об этом вы можете прочитать на странице Насыпная плотность сыпучих материалов

Также вы можете посмотреть конкретные показатели для следующих материалов:

  • Асфальт
  • Глина
  • Грунт
  • Керамзит
  • Отсев
  • ПГС
  • Песок
  • Скальный грунт
  • Уголь
  • Щебень

Коэффициент уплотнения – это важный показатель, помогающий узнать, сколько сыпучего материала заказывать. Он дает возможность проконтролировать, действительно ли вам привезли заказанный объем. Показатель нужно знать строителям при возведении зданий , чтобы правильно рассчитать наг р узку на основание.