Споттер из полуавтомата своими руками

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер представляет собой устройство, вычисляемое к категории сварочных аппаратов. Предназначается для точечной сварки. Работает на основе сопротивления тока. Устройство функционирует за счет выделения некоторого количества энергии тепла в зоне соприкосновения со сварочным материалом при подаче электротока. Споттер из сварочного аппарата можно сделать своими руками. Классифицируют его на инверторную и трансформаторную модели.

  • Предназначение споттера и его особенности
  • Свойства конструкции агрегата
  • Ключевая деталь споттера
  • Алгоритм изготовления своими руками
    • Оборудование из инверторного аппарата
    • Основные этапы сборки
  • Этапы производства трансформатора
  • Важные нюансы в конструкции

Предназначение споттера и его особенности

Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.

Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины. Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали. Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.

Свойства конструкции агрегата

Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.

Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.

Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.

Вслед за этим захватывается устройство пистолетом, после чего вмятина вытягивается. Для выравнивания прибегают к использованию молотка, гидроцилиндров и других приспособлений. Обращают внимание на толщину металла. Здесь следует понять, какое оборудование даст возможность производить рихтовку машины, чтобы не нанести ей вреда. Обратный молоток не используется в сочетании с алюминием. К тому же не каждый агрегат может справиться с оцинкованным кузовом. Когда рихтовка кузова закончена, скручивают приваренную деталь. Место контакта зачищают шлифовальной машинкой.

Ключевая деталь споттера

Сварочный пистолет — это основная деталь устройства. Для непрерывной работы используют устройство фабричного изготовления. Можно сделать его на основе пистолета из строительного клея своими руками. Альтернативным способом будет применение деталей из полуавтоматической сварки. Из текстолита вырезают одинаковые части с показателями длины от 12 до 14 мм. Их должно быть 2. В них устанавливают кронштейн, применяемый в качестве крепления электрода для сварки. При желании можно смонтировать лампочку для подсветки, как и переключатель импульса.

Кронштейн можно сделать из меди. У него может быть сечение — прямоугольное или квадратное. В качестве электрода для сварки используют медный прут с толщиной от 8 до 10 мм. Пистолет должен иметь такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки. Чтобы подключить пистолет к устройству, используют комбинацию из сварочного кабеля с необходимым показателем сечения и 5-жильным контрольным кабелем. Подключение последнего осуществляется в соответствии со схемой.

На переключатель проводят три жилы. Ещё две перемещаются на подсвечивающую лампочку и двигатель. Сварочный кабель необходимо зачистить и припаять в специальное отверстие в кронштейне.

Алгоритм изготовления своими руками

Чтобы сделать агрегат самому, нужны некоторые навыки и понимание основ работы с такой техникой. Споттер из сварочного аппарата своими руками можно сделать в соответствии с чертежами. Для этого надо тщательно изучить конструкционные особенности аппарата. Можно использовать подручные детали.

Не всегда является целесообразным приобретение фабричного устройства. Качественный агрегат может обойтись в кругленькую сумму. Необходимо рассматривать конфигурацию приспособления и его чертежи.

Оборудование из инверторного аппарата

Чаще всего агрегат на основе инвертора изготавливается с применением самодельного материала. Основными составляющими устройства являются тиристорное реле и сварочный инвертор. Чтобы собрать приспособление, потребуются:

  • тиристор с показателем 200 Вольт;
  • трансформатор для понижения 122 вольт для управления реле посредством кнопки;
  • реле с мощностью в 30 ампер;
  • мост на диодах;
  • кнопка для управления и контроля;
  • контактная группа 220 вольт.

Трансформатор подключается с помощью диодного моста. К нему подсоединяется тиристор реле. Трансформатор питает управляющую ветку цепи. Перед изготовлением споттера своими руками надо обеспечить безопасные условия работы. С этой целью кладут под ноги резиновые коврики и придерживаются стандартных правил техники безопасности.

Основные этапы сборки

Чтобы сделать самодельный агрегат, идеально подходит сварочный аппарат Nordic. Необходимо уметь менять конфигурацию устройства так, чтобы споттер постоянного тока на выходе давал 1500 ампер, как минимум. Сборка осуществляется по следующим правилам:

  1. Снимают с аппарата вторичный слой. Иногда их бывает несколько.
  2. Перед установкой определяют количество витков на 1 Вольт. Первичная обмотка для этого оборачивается медной проволокой. Затем измеряют показатель Вольт.
  3. Полученный показатель делят на количество витков. Результат и будет указывать на число витков на Вольт.
  4. Из вторичного слоя, который был снят, производят шину. Желательно не допускать, чтобы этот параметр опускался ниже 160 квадратных мм.
  5. Напряжение должно равняться 6 вольт. Если сечение меньше, можно делить шину на несколько частей. Их скрепляют изоляционной лентой.

Количество фрагментов зависит от изначальных показателей. Допустим, если параметр равен 40 кв. мм., шина разрывается на 4 части. Необходимо взять две шины с обмоткой из изоленты или скотча для малярных работ. Изоляция должна быть последовательной. Сначала идет слой изоляционной ленты, затем — скотча, а сверху наматывается изолента. На открытые зоны можно установить клепки.

Полученные шины перемещаются на трансформатор. Этот процесс не является лёгким и требует определенных навыков. Необходимо наличие молотка и присутствие дополнительного помощника. Благодаря этому шина будет сидеть лучше и не получит каких-либо повреждений. Если показатель мощности нормальный, то приспособление можно считать готовым. Если же нет, придется проводить ряд экспериментов, подключая к первичной обмотке провода.

Этапы производства трансформатора

Сборка трансформатора является обязательным этапом изготовления споттера из сварочного аппарата. Такая работа является наиболее трудной. Обмотка требует большого количества времени, но этот этап не является обязательным. Обмотка осуществляется на кольцевом железе. Провод для вторичной обмотки должен изготавливаться из алюминия или меди. Между мотками следует прокладывать качественную изоляцию. Для этого подходит трансформаторная бумага в несколько слоев. Для максимальной надежности ее пропитывают парафином.

Пистолет делают из полуавтомата. К нему потребуются некоторые дополнения, чтобы закрепить инструмент на приборе для рисования. Чтобы сделать клещи, подойдёт простая труба 20 на 20 мм. Силовые провода, соединяющие трансформатор и пистолет, должны иметь идентичное сечение. Как альтернатива, они должны превышать сечение шины. Не стоит использовать слишком большие по длине провода. Максимальный их размер должен быть равен 2,5 м. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, должен быть сделан на основе коммутирующего кабеля с термоизоляцией. При каждом нагревании этот слой будет стягиваться.

Важные нюансы в конструкции

Наибольшие сложности в адаптации трансформатора заключаются в увеличении показателя выходной силы тока. Для этого экспериментируют с шиной, которая ставится вместо вторичной обмотки. Опыт дает понять, что показатель сечения должен быть не меньше 160 кв. мм. Что касается напряжения в шине, то она не должна быть меньше 6 вольт. Важнейшим моментом при сборке трансформатора является соблюдение оптимальной изоляции сетевых обмоток. Если накладка была сделана неправильно, это приведет к нежелательным последствиям.

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер – это сварочный аппарат для точечной сварки, предназначенный для проведения рихтовочных работ с тонким металлом. Особо популярен споттер среди работников автомастерских, выполняющих кузовные работы. Конфигурация деталей кузова очень сложная и в большинстве случаев рихтовка невозможна без демонтажа детали. Применение точечной сварки помогает избежать демонтажа и выполнять рихтовку самых сложных поверхностей.

Читайте также  Домашняя мастерская самоделки своими руками сделай сам

Общий вид обратного молотка

Возникает вопрос, какая взаимосвязь между сваркой и рихтовкой? Все достаточно просто. Сварка нужна, чтобы приварить к поверхности детали дополнительный элемент, к которому можно приложить усилие, направленное на вытягивание металла из вмятины. Поэтому большинство споттеров дополняются обратным молотком.

Обратный молоток состоит из направляющей оси (это может быть электрод споттера), ограничительной шайбы возле рукоятки и массивной подвижной втулки (рис. выше). Двигаясь по оси в направлении от кузова, втулка ударяется о шайбу и передает ей усилие, удар в направлении, противоположном плоскости рихтовки.

Аппаратура для точечной сварки

Конструкция сварочного трансформатора для точечной сварки отличается от классического варианта. В дуговой сварке процесс сваривания идет за счет разогрева места сварки электрической дугой, тогда как в точечной сварке разогрев получается за счет выделения тепла на переходном сопротивлении электрод – металл. При неправильно выбранном режиме дуговой сварки или недостаточном опыте часто происходит залипание электрода.

Данное явление вызывает короткое замыкание и может привести к неисправности сварочной аппаратуры. Поэтому аппараты для точечной сварки должны иметь ограничение времени сваривания не более нескольких секунд (обычно до 1 с). Также они должны быть рассчитаны на малое напряжение (не требуется зажигание дуги) и большой ток. Трансформатор должен быть способен выдавать большой ток для лучшего прогрева места сварки.

Переделка сварочного трансформатора

Затратив минимальное количество времени и материалов, можно сделать своими руками споттер из сварочного аппарата.

Напряжение холостого хода обычного сварочного трансформатора составляет более 70 В, тогда как для точечной сварки необходимо напряжение не более 6 В.

Выход состоит в изготовлении новой обмотки или переделке старой своими руками. В случае демонтажа имеющейся обмотки, шину можно использовать для намотки низковольтной обмотки.

Сварочные трансформаторы могут быть нескольких типов (рис. ниже):

  • ш-образный (броневой);
  • о-образный (стержневой);
  • тороидальный.

Типы сварочных трансформаторов

Наименьший вес, но и большую трудоемкость перемотки имеют тороидальные трансформаторы.

Сечение провода обмотки определяется током сварки. Точечная сварка требует ток не менее 1000 А. Исходя из плотности тока 8 А/мм 2 , площадь сечения провода должна составлять не менее 120 мм 2 . Работать с шиной такого сечения очень сложно, поэтому, если не предполагается длительное использование аппарата, сечение можно уменьшить, но не более чем до 80 мм 2 . Такое сечение можно получить, складывая вместе несколько шин меньшего сечения. Для удобства работы своими руками, сложенные провода можно обмотать тканевой изоляционной лентой.

Количество витков определяется путем наматывания пробной обмотки любым изолированным проводом. Обычно это требует не более 10 витков. Далее трансформатор включается в сеть и измеряется напряжение пробной обмотки. Измеренное напряжение делится на количество витков. Полученное число показывает, сколько витков провода нужно сделать, чтобы получить напряжение 1 В. Поскольку требуется 6 В, то умножив число на 6, можно получить необходимое количество витков.

Примерное количество провода для выполнения обмотки своими руками можно подсчитать, зная диаметр обмотки, количество витков и длину выводов.

Исходя из габаритов шины, определяется, войдет в свободное пространство новая обмотка или нет.

Если обмотку вместить нет возможности, то старую придется демонтировать. Лучше делать это, не разбирая сердечник. Работать нужно аккуратно, стараясь не повредить первичную обмотку.

Размещение обмотки зависит от типа сердечника. При использовании броневого или тороидального трансформатора обычно вопросы не возникают, а где располагать обмотку на стержневом магнитопроводе? Можно всю обмотку сделать намотанной на одном стержне, но так поступать не рекомендуется, так как ухудшаются параметры трансформатора. Лучше поделить обмотку на две равные части и намотать каждую из них на отдельных стержнях (рис. ниже).

Расположение обмоток, намотанных на отдельных стержнях

Соединять обмотки можно последовательно, тогда на выходе получается удвоенное напряжение каждой обмотки. Следовательно, каждая из обмоток должна выдавать 3 В. Можно соединить обмотки параллельно. Напряжение при этом останется таким же, как и у одиночной обмотки, а допустимый ток возрастет вдвое. Такой способ наиболее предпочтительнее, так как решает проблему большого сечения шины. При намотке своими руками можно использовать более тонкую шину для каждой из обмоток, а результирующая площадь сечения будет равняться сумме отдельных. Виды соединений обмоток показаны на рисунке.

Схемы параллельного и последовательного соединений обмоток

К соединению обмоток крайне важно подойти внимательно. Если допустить ошибку и неправильно сделать монтаж, то обе обмотки окажутся включены встречно и будут друг друга замыкать накоротко. Как нельзя соединять обмотки, показано на рис. ниже.

Неправильное соединение обмоток

Для определения нужных концов обмоток следует воспользоваться вольтметром. Сначала измеряется напряжение на одной из обмоток. Затем к ее концу подключается вторая обмотка и снова измеряется напряжение. Если оно возрастет, то это значит, что конец первой обмотки соединен с началом второй. Начала обоих обмоток помечаются витком цветной изоленты.

Нулевые показания вольтметра говорят о том, что обмотки соединены одноименными концами. При последовательном соединении соединяется одна пара разноименных концов. Выходное напряжение снимается со свободных. При параллельном соединяются одинаковые концы обоих обмоток. В конце выводы следует обжать специальными наконечниками (рис. ниже).

Специальные наконечники для проводов

Управление трансформатором

Для сварки необходим короткий импульс напряжения. Поэтому споттер из сварочного аппарата, изготовленный своими руками, нуждается в схеме управления. В связи с тем, что сварочный ток имеет большую величину, то коммутировать напрямую выходное напряжение невозможно. Управление производится подачей напряжения на первичную обмотку.

Простейшая схема показана на рисунке ниже. Недостаток схемы в том, что кнопка коммутирует непосредственно сетевое напряжение, что небезопасно.

Простая схема управления споттером

Кроме того, при размыкании контактов образуется сильная искра. Если вместо кнопки поставить втягивающее реле от стартера, а его в свою очередь включать кнопкой, то такая схема будет намного практичнее и безопаснее. Можно использовать комбинацию любого автомобильного реле и мощного пускателя. Реле управляется напряжением 12 В. В свою очередь контакты реле будут управлять контактором.

Предложенные варианты управления сварочным трансформатором не позволяют точно выдержать необходимый промежуток времени. Нормально работать таким аппаратом будет можно только после приобретения необходимого навыка. Те, кто разбирается в радиоэлектронике и дружит с паяльником, могут сделать своими руками схему более сложную и лишенную указанного недостатка (рис. ниже).

Тиристорная схема управления споттером

В данной схеме первичная обмотка трансформатора управляется с помощью тиристора. Тиристор включается подачей напряжения на управляющий электрод. Конденсатор (С1), при отпущенной кнопке, заряжается от трансформатора (Е1) через диодный мост (V1-V4). При нажатии кнопки конденсатор через резистор (R1) разряжается на управляющий электрод тиристора, включая его. Время включенного состояния тиристора зависит от времени разряда конденсатора. Это время можно изменять, подстраивая переменный резистор. Для следующего включения кнопку следует отпустить и снова нажать.

Сделать своими руками. Видео

Про изготовление споттера своими руками рассказывается в видео ниже.

Трансформатор можно использовать любой, с выходным напряжением 12 В. Тиристор, рекомендуемый на схеме (ПТЛ-50), в настоящее время найти сложно. Вполне допустимо заменить его любым на напряжение 400 В и ток не менее 50 А, например Т132-50. Напряжение выбрано с запасом, поскольку в момент коммутации обмотки трансформатора возможны большие всплески ЭДС самоиндукции. Электролитический конденсатор должен быть рассчитан на напряжение 25 В или более.

Споттер из сварочного аппарата своими руками для кузовного ремонта

  • Споттеры – технология применения и устройство прибора
  • Как сделать споттер самостоятельно
  • Изготовление рабочего трансформатора и блока управления:
  • Прибор для контактной сварки из сварочного аппарата

При выполнении кузовных работ на автомобиле, точнее – при устранении вмятин после ДТП, возникает необходимость демонтажа поврежденного элемента с последующей рихтовкой.

Это длительная и дорогостоящая процедура. К тому же, на автомобилях ранних годов выпуска элементы кузова крепятся не на болты, а приварены к лонжеронам.

Такой ремонт влетит «в копеечку» не только за сложность работ. Он повлечет за собой дополнительные затраты на покраску как восстановленной зоны деформации, так и мест крепления демонтируемой части кузова.

В ряде случаев восстановление вмятин традиционным способом невозможно в принципе, например при повреждении порогов. Приходилось либо менять узел целиком, либо вырезать поврежденный участок и приваривать новый. Это не способствовало удешевлению процесса.

Читайте также  Оформление спецификации сборочного чертежа гост

Для снижения стоимости кузовного ремонта, много лет назад была придумана технология «вытягивания» вмятин. К поврежденной части кузова приваривался ремонтный крюк, затем либо лебедкой, либо так называемым обратным молотком вмятина выравнивалась.

Во время сварки портилась дополнительная площадь кузова. Эта проблема характерна лишь при использовании традиционных сварочных аппаратов.

Видео пример переделанного сварочного аппарата в контактную сварку

Споттеры – технология применения и устройство прибора

Существует специализированный аппарат для подобных работ, именуемый – споттером.

Фактически – это обычный автомат для контактной сварки, оснащенный дополнительными приспособлениями и обладающий особыми параметрами.
Функциональные возможности:

  • Приваривание крепежных элементов (крюков, шайб, наконечников обратного молотка) для вытягивания вмятин;
  • Прогрев обрабатываемой поверхности с последующим охлаждением. Это свойство используется для осадки металла;
  • Режим непрерывной сварки с использованием традиционных электродов с добавлением углерода;
  • Режим импульсной сварки высоким током, предназначенный для кратковременного мощного прогрева точки «прихвата» крепежного элемента.

Типовые характеристики споттера:

  • Мощность трансформатора – до 10 кВт;
  • Рабочий ток вторичной обмотки – до 1500 А;
  • Напряжение вторичной обмотки – 7-9 вольт;
  • Таймер включения импульса – до 0,1 секунды.

Общий принцип действия – моментальный нагрев за счет малого сопротивления материала. Для этого необходим ток – не менее 1300 Ампер.

Нагревание металла до точки плавления должно происходить мгновенно и продолжаться очень короткое время. Это минимизирует повреждения вокруг обрабатываемой области.

Хорошо настроенный аппарат производит «прихватывание» меньше, чем за 0,1 секунды. Раскаляется лишь внешняя поверхность металла, на внутренней стороне даже не повреждается лакокрасочное покрытие.

Этого вполне достаточно, чтобы можно было вытягивать вмятину при помощи обратного молотка или другого приспособления. После манипуляций с металлом, приваренный крюк или наконечник молотка, легко отрывается резким вращательным движением.

Как сделать споттер самостоятельно

Компоненты споттера:

  • Трансформатор, аналогичный обычному от точечного сварочного аппарата. Рабочий ток вторичной обмотки 1500 Ампер;
  • Блок управления, обеспечивающий регулировку длительности импульса;
  • Обратный молоток, оснащенный приспособлением для точечного прихватывания к поверхности металла;
  • Приспособление для постепенного вытягивания с комплектов крючьев и шайб для прихватывания к металлу.

Изготовить аппарат можно из компонентов, имеющихся в сарае или гараже любого домашнего мастера. Исключение составляет разве что трансформатор, но и этот элемент при желании можно раздобыть за разумную цену, например – в пунктах приема металлолома.

Еще немного средств надо будет потратить на радиодетали для изготовления блока управления (пускового устройства). Обратный молоток и прочие приспособления для вытягивания поврежденных кузовных элементов изготавливаются по образцу фабричных, желательно из меди или латунных сплавов.

Изготовление рабочего трансформатора и блока управления:

Первичная обмотка рабочего трансформатора Т2 рассчитывается на мощность 10-15 кВт. Если вам удалось раздобыть готовый трансформатор, например от обычного сварочного аппарата – рассчитать силовую вторичную обмотку будет несложно.

Намотайте 10 витков толстого провода и замерьте полученное напряжение при включенном трансформаторе. Разделите эту величину на 10, и получите напряжение, получаемое с одного витка. Количество витков должно обеспечить напряжение 7-9 вольт.

Медная жила для вторичной обмотки должна быть сечением не менее 75 квадратов. Это обеспечит формирование рабочего тока до 1500 ампер без излишнего нагрева и потерь мощности.

Состав силового блока следующий: трансформатор Т1 и диодный мост V1-V4, собранный на диодах Д226Б. Он служит для зарядки управляющего конденсатора С1. Трансформатор подойдет любой, например – от бытовой техники. Напряжение на выходе 12-24 вольта.

Емкость С1 открывает и закрывает тиристор V9, который и является ключом для блока управления. При нажатии на пусковую кнопку S3, тиристор открывается и подает питание через мост V5-V6 на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2.

За это время происходит импульсная сварка, которая прекращается по мере разряда конденсатора С1, закрывающего тиристор V9 и прекращающего подачу напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2. Длительность сварочного импульса регулируется переменным резистором R1.

Кабели, которые подают рабочий ток к инструменту споттера, должны иметь сечение не меньше, чем вторичная обмотка рабочего трансформатора. Длину желательно ограничить 2,5 метрами (опять же, для уменьшения потерь мощности).

Изготовленный своими руками точечный сварочный аппарат безопасен и надежен. Кабель питания 220 вольт и блок управления должен быть надежно закрыт в корпусе. Если корпус металлический – заземление обязательно.

Еще одно видео изготовления точечной сварки из старого сварочного аппарата

Прибор для контактной сварки из сварочного аппарата

По аналогичной схеме работает прибор для контактной сварки. В нем не применяются дуговые электроды с углеродной добавкой. Процесс сварки основан на протекании больших токов в точке замыкания контактов сварочного пистолета.

Если у вас есть сварочный аппарат, изготовить на его основе контактную сварку не составит труда. Необходимо лишь собрать управляющий блок и сварочный контактный пистолет, который будет подключен к рабочим проводам вашего электроприбора.

Управляющий блок предназначен для оперативного подключения питающего напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора. Его можно собрать на мощном реле, тиристорной или симисторной схеме.

Рабочее напряжение, подаваемое на кнопку – должно быть безопасным для оператора. Поскольку напряжение на электродах контактного пистолета не превышает несколько вольт – весь процесс сварки безопасен с электрической точки зрения. Потенциально можно лишь обжечься о горячий металл.

Вся конструкция контактного пистолета должна приводиться в разомкнутое и отключенное состояние под действием пружин. То есть, как только вы отпустили ручки клещей – электроды сразу будут обесточены и отведены из пятна сварки.

Пистолет можно изготовить в любой компоновке, главное – удобство и безопасность использования. В качестве примера – заводское устройство.

Контакты должны быть медными или латунными, иначе они будут привариваться к обрабатываемой поверхности. Толщина (диаметр) 5-15 мм. Поскольку электроды изнашиваются – необходимо предусмотреть возможность замены.

Поэтому надо следить за возможным перегревом трансформатора, и при необходимости делать перерывы в работе.

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

  • Устройство споттера
  • Из чего еще делаются споттеры
  • Особенности эксплуатации

Споттер — необходимая техника для человека, работа которого связана с ремонтом авто и, в частности, устранением с их поверхности вмятин. Дело в том, что именно такая техника помогает при кузовной рихтовке авто в местах, где затруднен доступ изнутри, позволяя выравнивать поверхность снаружи.

Визуально устройство представляет собой изделие, состоящее из коробки, пистолета или стаддера, проводов, а также электрода. Коробка содержит в себе всю систему аппарата сварки.

Принцип действия аппарата состоит в следующем: на деформированную поверхность авто приваривается крепеж, к которому, в свою очередь, прикрепляется споттер. Деформация вытягивается, и поверхность приобретает первозданный вид при помощи работы дополнительного механизма или вручную. Как обычный, так и самодельный, споттер позволяет сэкономить ваше время, обеспечит легкую и безопасную работу, а также отсутствие рисков нанесения ущерба. Весь процесс сварки продолжается не больше нескольких секунд, что позволяет сохранить целостность кузова.

Изготовление споттера из сварочного аппарата своими руками

Если вы обращали внимание на расценки споттеров в магазинах, то наверняка расстроились. За самую простую модель с минимумом функционала просят чуть ли не месячную зарплату. Однако существует способ изготовить споттер своими руками. Для этого вам понадобятся комплектующие от старой бытовой техники и сравнительно недорогие детали, а также грамотная и простая схема. Навыки работы с электроникой, вопреки распространенному мнению, необязательны.

Устройство споттера

Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:

Схема самодельного споттера

Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:

  • трансформатор для сварки;
  • тиристор, предназначенный для работы с напряжением 200 В;
  • привод на 12 В. В качестве него можно использовать трансформатор от некоторых видов старой техники;
  • реле 30 А;
  • диодный мост;
  • кнопка (к ней особые требования не выдвигаются);
  • контактор на 220 В.

Прежде чем начать изготовление споттера, обезопасьте себя от вероятного удара током — положите под ноги коврик из резины, а также соблюдайте правила техники безопасности при работе с электроприборами.

Сварочный аппарат – отличная основа для самостоятельно сделанного рихтовочного приспособления.

Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:

Читайте также  Простейший металлоискатель своими руками без микросхем

  • снимите с техники вторичный слой;
  • посчитайте, сколько требуется витков на 1 В. Для этого вам понадобится обвернуть проволоку из меди на первичную обмотку. После этого замерьте количество вольт, а полученные данные поделите на количество проволочных витков. Так вы получите количество необходимых витков на 1 В напряжения;
  • соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 16 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча;
  • вам потребуется 2 шины, на которых будет находиться изоляционная обмотка. Проводите изоляцию последовательно: наносите слой изоленты, после — скотча, а потом — снова изоленты;

Обмотка вторички

  • шины, которые получились у вас в процессе работы, намотайте на трансформатор. Для этого вы можете воспользоваться дополнительным инструментарием или прибегнуть к посторонней помощи. Необязательно плотно скреплять первичную обмотку с трансформатором — достаточно ровной посадки шины;
  • измерьте мощность: если она соответствует нужным параметрам, вы уже почти закончили делать споттер своими руками. Если мощность не достигает нормы, измените подключение проводов к первичной обмотке.

Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).

Сварочный пистолет

Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.

Из чего еще делаются споттеры

Помимо сварочного автомата для рихтования авто и полуавтомата, для понижения затрат на сборку изделия некоторые мастера пытаются сделать споттер своими руками из:

  • трансформатора, стоящего в микроволновой печи. Считается, что меньший размер сечения на приборе снижает количество рабочего тока, делая прибор не таким эффективным и быстрым;
  • инвертора;
  • аккумулятора от авто. Здесь главное — не забывать заряжать аккумулятор до и после использования.

Споттер из аккумулятора от авто

Особенности эксплуатации

Самодельная техника позволит вам качественно восстанавливать вмятины на авто в течение нескольких минут без необходимости перекрашивать кузов.

Существует несколько особенностей эксплуатации сварочного прибора:

  • Все время контролируйте, какова работоспособность каждой составляющей прибора. К сожалению, во время эксплуатации нередко случается разрыв проводки, а также перегревание прибора.
  • Проводите самостоятельную диагностику либо обращайтесь к специалистам. Сегодня существует достаточно мастеров, ремонтирующих споттеры для авто любого типа, даже самодельные.
  • При сборке учитывайте, что размер сечения алюминиевых проводов должен составлять 2 мм 2 , а медных — в 2 раза меньше.
  • Изолируйте вторичную обмотку лаковой ткани или парафинированной бумагой.
  • Для удобства эксплуатации выведите все элементы управления на лицевую панель, а для управления сделайте корпус вашего прибора.
  • Предусмотрите, где будут располагаться точки для проводов работы и заземления. Не допускайте длины проводов 2,5 м и больше — это негативно скажется на функционировании прибора.

Споттер из сварочного аппарата, изготовленный своими руками

В хозяйстве и строительстве часто используют аппарат для сварки. Любители автотранспорта считают незаменимой вещью споттер – сварочный аппарат точечной сварки, который используется для устранения кузовных дефектов и ремонта автотранспорта. Если не хватает средств на приобретение такого оборудования, можно попробовать изготовить споттер своими руками. Самостоятельно сделать этот инструмент – дело несложное, если есть руки, желание и небольшие знания электрики.

Применение споттера

Этот инструмент используется для кузовных сварочных работ, чтобы выправить поверхность кузова без разборки обшивки автомобиля. Споттер очень удобен в том случае, если требуется рихтовка деталей кузова, когда производители установили ограничение доступа из-за конструктивных особенностей.

Осуществляя кузовные работы, с помощью споттера осуществляют приваривание специального крепежного инструмента к деформированной детали автомобиля. Далее за этот крепежный инструмент вытягивают деформированный металл при помощи обратного молотка. Помимо этого, споттер способствует нагреву металла, способствуя таким образом быстрому возврату необходимой формы и жесткости.

Функции и свойства производственного споттера

Поставленный на производственный поток инструмент обладает множеством положительных функций:

  • присоединение ремонтных шайб сварочным аппаратом;
  • точечная сварка, осуществляемая посредством металлического электрода, необходимая для вытягивания металла панели;
  • осуществление прогрева углеродным электродом металлической детали с его дальнейшим охлаждением;
  • конструкция споттера делает его простым и очень удобным в эксплуатации;
  • этот инструмент имеет два режима сварки: режим постоянного включения, требующий применения углеродного электрода, и режим с кратковременным включением, регулируемый по времени, в процессе которого осуществляется приваривание шайб и металлического электрода;
  • имеется принудительная система охлаждения и термостат, который отключает сварочный аппарат в случае его перегрева, а также автоматически включает его, когда необходимая температура сварки достигнет нужного значения.

Это сварочное устройство имеет следующие характеристики:

  • для нормального функционирования необходимо напряжение в 220 В;
  • предельная мощность составляет 10 кВт;
  • напряжение вторичной обмотки аппарата для сварки – 7,8 – 9 В;
  • таймер;
  • тяговое усилие для иглы – больше 100 кг;
  • частота переменного тока – 50 – 60 Гц;
  • пределы установки времени – 0 – 1,2 секунды;
  • тяговое усилие для шайбы – больше 100 кг;
  • вес – 32 кг;
  • максимальный рабочий ток – 1300 А.

Изготовление споттера своими руками

Стоит такое устройство очень дорого, поэтому многие изготавливают споттер своими руками.

Требуемые материалы для этого:

  • сварочный трансформатор;
  • привод 12В;
  • диодный мост;
  • контактор 220 В;
  • тиристор на напряжение 200 В;
  • реле 30 А;
  • кнопка.

Перед тем как приступить к изготовлению споттера своими руками, следует обезопасить себя от случайного удара током, поэтому используют резиновый коврик и соблюдают правила техники безопасности.

Сварочный аппарат является идеальной основой для споттера своими руками. Важно изменить его таким образом, чтобы он на выходе подавал от 1500 А.

Собирают споттер следующим образом:

  • С аппарата снимают вторичный слой.
  • После этого необходимо выяснить, сколько витков может потребоваться на 1 В. Чтобы это выполнить, на первичную обмотку необходимо обвернуть медную изолированную проволоку, после чего измерить количество вольт. Полученная цифра делится на число витков проволоки. Итоговый результат определяет нужное количество витков.
  • Из снятого вторичного слоя изготавливают шину таким образом, чтобы сечение составляло 160 мм2, не меньше, а напряжение – 6 В.
  • Если сечение будет меньше этого значения, ее разделяют на несколько частей и скрепляют матерчатой изолентой. Количество частей зависит от первоначального показателя. Например, если сечение составляет 40 мм2, то шину следует разделить на 4 части.
  • Потребуется 2 шины с обмоткой из малярного скотча и изоленты. Изоляцию лучше всего проводить следующим образом: сначала будет слой изоленты, потом – скотча и затем снова изоленты. Открытые края необходимо заклепать.
  • Полученные шины наматывают на трансформатор. Это довольно сложно, поэтому потребуется помощник и молоток. Необязательно добиваться плотного сцепления трансформатора и первички. Главное, чтобы шина располагалась ровно и не имела никаких повреждений.

Если мощности хватает, то прибор своими руками почти готов. Осталось только изготовить пусковое устройство.

На рукоятке споттера имеется кнопка, через которую привод 12 В управляет реле. Это реле необходимо, чтобы перекрыть провод, имеющим напряжение в 220 В. Имея такое устройство, точечная сварка осуществляется легко и безопасно.

Сварочный пистолет изготавливается из полуавтомата, однако к нему следует изготовить небольшие дополнения, необходимые для крепления к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируют ось из латуни.

Под клещи используют обычную трубу 20х20 мм. Силовой провод, соединяющий трансформатор и пистолет, должен иметь такое сечение, которое будет идентично или больше, чем сечение шины. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, изготавливается обычно из коммутирующего провода, имеющего термоизоляцию. Обязательно учитывают тот момент, что нагреваясь, этот слой начинает стягиваться.

Заключение

Изготовление споттера своими руками – дело несложное. Работа с ним требует навыков в сварочном деле. Кроме того, обязательно следует соблюдать правила эксплуатации прибора и правильно проводить сварку. Таким образом, осуществляется качественная работа по ремонту деформированных частей кузова.